Самое интересное из наших конспектов за неделю:
Экономист Владислав Иноземцев (внесен минюстом в реестр иноагентов) — о празднике 12 июня: «Советский Союз времен Михаила Горбачева был сложной структурой, управлять которой авторитарным образом было уже невозможно; страной, ставшей реальным провозвестником свободы <…> и проводником антиимперской политики. Напротив, тот странный монстр, который выполз из неё 12 июня 1990 года, оказался наследником не Российской империи или Советского Союза, а антизападной, клерикальной и рабской Московии — что, собственно, мы сейчас и наблюдаем».
Политолог Григорий Голосов — о Сильвио Берлускони: «Берлускони был "человеком Ренессанса" в худшем смысле этого слова, агрессивным жизнелюбцем. Власть его интересовала не сама по себе, а как источник славы, выгод и удовольствий. В этом качестве он ее ценил и боролся за нее, когда оказывался под угрозой, но отнюдь не стремился ее сохранить любой ценой; полагался на манипуляции, но почти никогда — на преследование оппонентов. Если же терял, то переживал это, как кажется, довольно легко — просто продолжал бороться за то, чтобы вновь ее приобрести. О том, что сделал Берлускони для Италии, судить итальянцам. Для мира, я полагаю, он был вреден уже тем, что послужил дурным примером для незрелых государственных умов вроде Путина, которые — в силу собственных качеств — интерпретировали поведение Берлускони как неограниченное властолюбие».
Журналист Алексей Байер — о том, что времени на раскачку у Штатов просто нет: «Если конфликт продлится ещё один год, Запад может в итоге оказаться в числе проигравших, где мировое лидерство США будут ожидать далеко не радужные перспективы. После трёх неудачных войн в XXI веке — в Афганистане, Ираке и Сирии — имидж Вашингтона серьезно пострадал. Ярому стремлению Америки к мировой гегемонии был нанесён тройной удар. <…> В длительном противостоянии единство НАТО начнёт рушиться. Это уже происходит в случае Турции и Венгрии, которые стараются проводить независимую политику. Популярность и вес правых партий в европейских странах выросли, а республиканцы могут снова занять Белый дом в следующем году».
Участник нашего проекта «После», писатель и культуролог Александр Архангельский — о «Троице»: «Уж точно, что обязан искусствовед в любой момент, как врач не должен обращать внимание на то, как он относится к больному, с какой стороны больной, что больной в жизни сделал — не его вопрос. Его вопрос — оперировать или не оперировать? Оперировать. Так и с искусствоведами — обязаны бороться за «Троицу» <…> просто потому, что они люди культуры. Это такая их неприятная, скучная, не очень героическая миссия».
Политолог Константин Калачев — о ПМЭФ: «Дугин, смыслы вместо экономики, 100500 эскортниц, вселенная Чебурашки, люди, изображающие медведей-роботов, караоке и реки алкоголя. ПМЭФ удался на славу!»
Кроме того, в нашем проекте «После» — большой разговор с философом Михаилом Ямпольским о том, почему Россия — «невнятная страна», о вечном возвращении к схеме сверхсильного государства, озабоченного собиранием земель, о роли Украины в русском имперском мифе, и о том, есть ли надежда на выход из этого круга.
И не пропустите новую колонку нашего кинообозревателя Кирилла Сафронова. Наш Кирилл опять пытается понять, откуда берется российский ресентимент и можно ли этот ресинтемент изжить.
Берегите себя, читайте Полит.Ру!