Самое интересное из наших конспектов за неделю:
Историк Юрий Пивоваров — о том, стоит ли называть либералами людей из экономического блока правительства: «Отрицание вообще либеральных идей связано с тем, что нельзя соединить воедино неототалитарную практику (это я сегодняшнем дне говорю), и политику и либеральную экономику. Либеральная экономика в данном случае является таким коррективом этой политики. Но само слово "либерализм", мне кажется, применять к сегодняшнему дню, даже если эти люди финансово или экономически либеральную политику двигают, не стоит. Потому что "либерализм" — слишком дорогое слово. Это свобода — либерализм. А то, что сейчас делается в России, — это как раз не свобода, это путь в очередной исторический тупик».
Журналист Кирилл Кривошеев — о ставках Москвы и Киева и невозможности переговоров: «…главное условие, необходимое для успеха в переговорах, но так и не появившееся на сегодняшний день, — это убежденность хотя бы одной из сторон, что она уже не сможет улучшить свое положение за счет ... побед. И в Москве, и в Киеве пока делают ставку именно на это, что превращает самые искренние мирные инициативы в пустую трату авиационного керосина».
Профессор истории Католического университета Америки Майкл Киммейдж и политолог Мария Липман — о последствиях разрыва России с Западом: «Слабое место для Путина — это культура. В течение 300 лет Россия перенимала западную культуру, которая сыграла огромную роль в ее развитии. Китай и страны глобального юга не могут заменить Европу в качестве образца для российской культуры. Отказываясь от Запада, Россия отказывается от самой себя».
Нобелевский лауреат Дмитрий Муратов — о поколенческом разрыве: «Новое поколение, родившееся при Горбачёве и чуть больше, не готово приносить себя в жертву. Это поколение строит будущее, в то время как власть в России пытается улучшить прошлое. Это потрясающее уникальное поколение, это профессионалы, это люди с высокой эмпатией. Многие из них покинули родину, многие навсегда. Может быть, коллеги, вам будет интересно. Мы, наверное, знаем, кто уехал навсегда. Эти люди берут с собой домашних животных. В 26 раз увеличилось количество чипов для домашних животных, потому что люди уезжают навсегда. От 700 тысяч до миллиона людей, молодых людей, покинули Россию. Они не хотят убивать. И они не хотят быть убитыми. Я думаю, что сохранить это поколение для всех нас, а не только для России, очень важно. Им надо помогать, их можно заносить в Красную книгу. А не отключать им банковские карты».
Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер — о неизбежности консенсуса: «Российское руководство должно понять одну вещь: стабильное и устойчивое развитие всего мира невозможно без политической стабильности в европейском регионе. Когда Россия осознает, что она не может подчинить и завоевать Европу, она сможет стать частью Европы на основе межгосударственного консенсуса, который практикуют другие государства. Я не хочу, чтобы России нанесли сокрушительное поражение».
В проекте «Документ недели» — история о том, как ОГПУ в 1933 году исследовало тексты, размещенные на этикетках для спичечных коробков.
В ближайший четверг, 29 июня, в клубе «Клуб» (Москва, Покровский б-р, д. 6/20, с. 1) в рамках Публичных лекций Полит.ру главный редактор издания «Такие дела», автор книги «Подтексты. 15 путешествий по российской глубинке в поисках просвета» Евгения Волункова поговорит с Лерой Антоновой про социальную журналистику сегодня.
Приходите! И, конечно, читайте Полит.ру!