Экономист Константин Ремчуков на youtube-канале «Живой Гвоздь» говорит:
«Итак, мы видим, что инфляция очень высокая. Инструмент, которым решили бороться с инфляцией — высокая ставка — на инфляцию не действует, она растет. А ставка небывало высокая. Это два плохих показателя, потому что, с точки зрения потребности экономического роста, когда высокая инфляция и очень дорогие деньги, ты не можешь развиваться. <…> В общем, с инвестиционной точки зрения это очень плохая ситуация, и она уже была, кстати, в 70-е годы в мире, в Америке, прежде всего. И получила тогда название стагфляция, когда и стагнация, и инфляция высоки.
Дальше. В 4,4 раза за 11 месяцев сократился профицит платежного баланса. Это очень плохо <…>. Главный фактор — это снижение торгового баланса. А в снижении торгового баланса главный фактор — это сокращение экспорта на $154 млрд за 11 месяцев. Это очень много.
И когда ты имеешь всего 50, а год назад было 223 профицит, то ты понимаешь, что те ресурсы, которые ты имел в своем распоряжении, чтобы вкладывать, в том числе, в предприятия ВПК, и в то, что бустирует экономику, и основной капитал этих отраслей, за которые отвечает государство, он у тебя просто сокращается.
Когда у тебя ухудшается платежный баланс и такой баланс, то это имеет простые последствия. То есть у тебя валюты приходит меньше. Если тебе нужно компенсировать недостатки собственного производства за счет импорта в структуре потребления, как случилось с яйцами. О чем говорят в последние дни? Поздно открыли рынок, сняли пошлину, чтобы пришли к нам яйца, допустим, из Турции или Азербайджана. Что делают яйца из Турции и Азербайджана? Они компенсируют провалы рынка в Российской Федерации. То есть производство не смогло удовлетворит спрос. Хорошо. Но сколько будет стоить? У вас поступление валюты снижается, а для оплаты импорта нужна валюта. Значит, нужен спрос. Вот этот спрос покажет, что валюта будет стоить дороже. И импорт тоже будет стоить дороже. И это же инфляционный фактор.
Поэтому с этой точки зрения для меня картина очень противоречивая. И вот эти вещи, которые связаны с макроэкономическими показателями, тревожные, потому что они не показывает высокой и долгосрочной устойчивости этой модели. Потому что вся эта модель базируется на государственных закупках, государственных инвестициях».