Журналист и писатель Валерий Панюшкин в издании «The Moscow Times» художественно пишет:
«Две главных мутации производит в мозгу человека война.
Во-первых, мысли становятся очень коротенькими, горизонт планирования — пара дней, если не пара часов.
Во-вторых, война научает человека верить в абсурдное. Эти люди <…>, просто не задают себе <…> вопросов <…>. Нет никаких перспектив, нет никакого плана. План — добежать вон до той рощи. Перспектива — найти ручей и напиться. А если случится пара часов отдохнуть и подумать, то мысли о будущем абсурдные.
<…>
Вот сейчас привал кончится, я пойду дальше и прямо в траве на обочине найду пачку сигарет. Целую пачку, даже не открытую. «Мальборо» или, может, лучше «Парламент». Конечно, поделюсь с ребятами, но целых десять сигарет оставлю себе. Или лучше пятнадцать. А потом… Потом объявят амнистию всем, кто служил, даже тем, кто сбежал. И даже наградят, потому что другие-то совсем не служили, сволочи.
<…>
Абсурдный ход мыслей? Да, но десятки, если не сотни раз я наблюдал подобный ход мыслей у людей, потерявших социальную идентичность — бездомных и бывших заключенных. Вот они бегут где-то по Ростовской области или по Воронежской, в руках у них оружие, мысли в голове у них коротенькие и абсурдные, а горизонт планирования — хорошо если пара дней, а не пара часов.
Попробуйте еще раз отвлечься от разумных опасений, что эти люди придут в ваш город, на вашу улицу и в ваш дом. Попробуйте провести ревизию в собственной голове. Ваши-то мысли — не короткие, не абсурдные? Мои — не длиннее двух недель и мне часто думается, что вот я проснусь завтра, а ничего не было, никакой<...>. Стараюсь не думать абсурдных мыслей, а они все равно лезут в голову».