Историк Ксения Кремер на youtube-канале «DW на русском» (внесен Минюстом в реестр иноагентов) говорит:
«Я думаю, что дело не только в Северном Кавказе. Мы наблюдаем всплеск антисемитизма по всему миру и в России тоже. Я думаю, что Северный Кавказ – это симптом, а не болезнь. Болезнь гораздо глубже, чем Северный Кавказ. Если спросить, погромы, поджоги <…> специфика ли это Северного Кавказа, то, конечно, было бы утешительно и успокоительно думать, что да. Дело в том, что это неблагополучный регион, что там очень высокая безработица, очень высокая доля мужского населения. А мы знаем, что фрустрированные безработные мужчины с огромным количеством свободного времени на руках – это очень опасное топливо для подобных эксцессов.
Но мы же помним подобного рода события, они были не антисемитской направленности и в России тоже: Карелию 2006 года с погромами в Кондопоге. Мы помним 2002 год после проигрыша России на чемпионате мира Японии, кажется, уличные погромы с переворачиванием и поджогом машин в Москве. Конечно, Манежная 2010 года с болельщиками после убийства Егора Свиридова <…>. То есть поджоги, погромы и ксенофобия – это не что-то, что внезапно случилось на Северном Кавказе <…>.
Религиозный фактор тоже имеет значение. Конечно, мы знаем, что подобного рода настроения и слухи распространяются <…> в религиозных общинах, по религиозным каналам. Конечно, в современном антисемитизме, в его нынешнем всплеске исламистский и исламский элемент очень важный, но он не единственный и не исчерпывающий».