Участник нашего проекта «После» юрист и политолог Владимир Пастухов пишет:
«Сначала короткий анекдот: купил мелки для тараканов, теперь в голове тихо — видимо, сидят, рисуют.
Когда все сначала ажиотированно обсуждали, что такого скажет Путин в своем обращении, а потом так же ажиотированно стали дискутировать о том, что же он там такого на самом деле сказал, то выпустили из вида, что собственно сами эти искусственно раздуваемые дискуссии и являются единственной и самодостаточной целью практически всех путинских выступлений последнего времени.
Путин превратился в универсальный мелок от тараканов в голове общества. Никакой другой смысловой нагрузки все его публичные выступления сегодня не имеют. А если он чего и задумал сделать, то он сделает это совершенно непублично, без всяких там предупреждений и объявлений. Ему давно уже не надо объясняться с этим обществом. Он привычно ставит его перед фактом на колени, чтоб было удобней, и поэтому выискивать в его речах какие-то скрытые тренды, намеки и тем более смыслы — дело совершенно неблагодарное. Всё это если и есть, то уж точно не в речах.
Возникает вопрос о том, насколько вообще сегодня Путин управляет ситуацией. Тезис о том, что он манипулирует окружением, похоже, становится анахронизмом. Ему на смену приходит тезис о том, что Путиным манипулирует окружение. Тут всё логично: сначала Путин двадцать лет целенаправленно уничтожал институты в государстве, утверждая свою личную власть в качестве единственного суверенного института (когда он говорит о защите суверенитета России, он делает фрейдистскую оговорку, так как понимает под этим исключительно защиту своего собственного суверенитета), а потом оказался в полной зависимости от той силы, которая обеспечивает повседневное функционирование этого единственного работающего русского института».