Торстен Беннер, директор Института глобальной публичной политики в Берлине, на страницах Foreign Policy резко критикует действия президента Макрона во время его визита в Китай на прошлой неделе:
«Последние две недели лидер Китая президент Си Цзиньпин принимал у себя высокопоставленных европейских политиков. В конце марта премьер-министр Педро Санчес стал первым европейским государственным деятелем, встретившимся с главой Китая после его переговоров в Москве с Владимиром Путиным. Президент Франции Эммануэль Макрон отправился в Пекин вместе с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен на прошлой неделе.
Си — единственный, кому удалось получить выгоду от этих переговоров. Он не сделал никаких уступок ни по какому вопросу, касающемуся жизненно важных европейских интересов, включая поддержку России в украинском конфликте и заканчивая экономическими интересами; он, напротив, сумел вызвать разлад на континенте, получив на блюдечке от европейских лидеров главную стратегическую цель Европы и внеся разлад в китайскую политику европейских государств.
<…> Макрон совсем не пытался показать Пекину, что его поддержка России в украинском конфликте идет вразрез c "ключевыми интересами" ЕС, если использовать любимый термин КПК Китая. Лидер Франции привез с собой делегацию топ-бизнесменов из 50 человек, что в четыре раза больше той, с которой приехал Олаф Шольц в ноябре прошлого года, за что его тогда критиковал Макрон. Французская делегация включала члена совета директоров Huawei France и бывшего премьер-министра Жана-Пьера Раффарена, который напоминает Герхарда Шрёдера в том, что продался китайцам и русским. Эти действия со стороны Франции никак не похожи на сигнал руководству КПК, что отношения между Европой и Китаем в свете поддержки последним российских действий не могут действовать в обычном формате.
В том, что касается Тайваня, Макрон совершил грубейшую ошибку. Когда его спросили по поводу встречи президента Тайваня Цай Ицвэня и спикера Палаты представителей США Кевина Маккарти, он выдал настоящее героическое высказывание: "Я ни за Тайвань, ни за США. Я что-то вроде хорошего стоика — я могу иметь дело только с тем, на что могу сам повлиять. Один человек не должен решать все вопросы". Это единственное, что он удосужился сказать по поводу стабильности в Тайваньском проливе китайскому руководству. Это был плевок в лицо Урсуле фон дер Ляйен, которая сказала Си Цзиньпину, что "стабильность в проливе — дело исключительной важности" и что "применение силы для изменения статус-кво неприемлемо".
Но Макрон еще не всё сказал. После прощального фейерверка, который устроил президенту Франции Си, НОАК объявила о начале опасных военных учений "Острый меч" по окружению Тайваня в качестве реакции на встречу между Кевином Маккарти и Цай Ицвэнем. На пути домой Макрон дал интервью Politico Europe и Les Echos, которое по сути предоставило карт-бланш лидеру Китая в вопросе Тайваня. Президент Франции описал, что "тайваньский кризис — это не наше дело" и что "европейцам лучше держаться подальше, а не идти за Америкой"».