Профессор экономики в университете Беркли в Калифорнии Юрий Городниченко и руководитель экономических и политических исследований в Киевской школе экономики Илона Сологуб пишут в Project Syndicate о необходимости тотальной отмены русской культуры:
«Культура должна быть зеркалом общества, в котором отражаются как его провалы, так и достижения наряду с возможностями для постепенных изменений. Но русская культура в своём нынешнем состоянии чисто декоративна: цель её существования заключается в приукрашивании истории и освящении насилия, что проявилось в действиях Русской православной церкви, которая открыто благословила военный конфликт.
В отличие от английской или французской, русская культура отказывается признавать существование русского империализма, не говоря уже о рефлексии на эту тему. Если Россия хочет добиться долговечного мира со своими бывшими колониями, то это необходимо изменить.
Однако есть более важная причина, чтобы отказаться от русской культуры: любой, кто ее поддерживает, автоматически становится пособником конфликта. Просмотр российского фильма, прослушивание российской музыки или посещение российских театральных постановок дают Путину денег для продолжения ведения боевых действий.
Более того, если российские писатели, режиссёры или музыканты будут желанным гостями на культурных мероприятиях, то и компании, и бизнес в целом будут считать, что нет ничего плохого в том, чтобы оставаться в России и продолжать платить там налоги, оправдываясь своей ответственностью перед покупателями и работниками. Если оперная певица Анна Нетребко могла позволить себе открыто поддерживать восставших на Донбассе в 2014 году и продолжать выступать в Парижской Филармонии или в Ла Скала, то тогда почему «Райффайзен Банк» должен испытывать стыд за то, что они получили выручку в размере 2 миллиарда долларов в России за 2022 год?
<…> На самом деле, русский язык и культура долгое время использовались как инструмент угнетения малых наций и этнических меньшинств, включая те, которые состояли в СССР. От Львова до Бишкека статуи Александра Пушкина сбрасывали с постамента. Как и любая империя, Россия присвоила себе достижения угнетенных народов. Многие западные академические центры сейчас переоткрывают многих грузинских и украинских художников, которые долгое время считались “русскими”. Отвергнув подобные проявления русского культурного империализма, кураторы, редакторы и режиссёры могут обнаружить различные таланты в постколониальной сокровищнице мысли.
Тем не менее, кто-то может сказать, что либеральные представители русской культуры заслуживают быть услышанными. К сожалению, даже представители этой группы не вызывают никакого доверия. Некоторые из них пытаются обелить путинских приспешников и изобразить русских в качестве жертв. Другие, идя в ногу с кремлевской пропагандой, называют украинцев нацистами или угрожают Западу. Ещё одна группа пытается убедить весь мир, что на обломках путинского режима появится совсем другая Россия.
Не верьте им. Однажды Россия действительно может стать подлинной демократией, где не будет места империалистической агрессии. Сейчас же всё иначе: Путин – это органический продукт российского общества. Предоставив сцену в Нью-Йорке или Каннах русской культуре, которая сформировала российское общество, никак не изменишь то, что мы видим в реальной жизни».