Журналист Леонид Пастернак в издании «The Moscow Times» (внесено Минюстом в реестр иноагентов) пишет:
«Безусловно, если рассматривать положение Тайваня на мировой арене с учетом холодной войны США и КНР, военно-политические связи Тайбэя с Вашингтоном напрямую угрожают Пекину, который находится в экономической и политико-идеологической конфронтации с Соединенными Штатами. Поэтому от того, кто именно возглавит остров, зависит региональное влияние как китайцев, так и американцев. Борьба за Тайвань идет скорее не в области идей, а за авторитет: великие державы пытаются овладеть азиатским регионом, закрепившись в ведущих странах.
Исследовательский интерес в данном случае направлен в большей степени на то, как именно Вашингтон и Пекин воспользуются результатами выборов. С одной стороны, это укрепит позиции и имидж США среди демократических союзников, которые рассчитывают на американцев в период формирования биполярной системы глобальной политики. С другой, может привести в дополнительной эскалации с КНР в рамках борьбы за мировую гегемонию в условиях биполярности.
В частности, усиление напряженности из-за достаточно радикальных антикитайских взглядов Циндэ может привести к ухудшению экономического, военного, и дипломатического климата не только между Тайванем и Пекином, но и между США и КНР. <…>.
Западные аналитические центры <…> указывают на важный аспект начавшейся в 2018 году технологической войны между США и КНР, где по-прежнему ключевую роль играет Тайвань (“тайваньский фактор”). Аналитики справедливо отмечают, что введение Вашингтоном дополнительных пошлин на промышленные товары из материкового Китая привели к экономическому буму Тайбэя — в международной торговле значительно возросло число заказов полупроводниковых чипов, которые из-за ограничений резко повысили конкурентоспособность в сравнении с китайской технологической промышленностью и аналогами.
Такой сценарий сыграл на руку США и позволил американцам завладеть стратегической инициативой в области финансов и торговли.
Кроме того, начиная, по крайней мере, с 2021 года Китай активизировал военную активность вокруг острова. «Игра мускулами», по задумке чиновников ЦК КПК, должна восприниматься как на Тайване, так и демократическим сообществом во главе с США, в качестве сигнала для того, чтобы ни в Вашингтоне, ни в Лондоне, ни в Брюсселе не рассчитывали на этот регион в качестве плацдарма для распространения демократических ценностей среди авторитарных режимов Азии».