Журналист Леонид Пастернак в издании «The Moscow Times» пишет:
«Китай, безусловно, ощущает давление США и Европы. Вашингтон и Брюссель не намерены поддерживать экономический рост КНР, так как в дальнейшем это реально угрожает позициям Запада. По этой же причине сейчас в международной экономике происходят процессы, которые можно охарактеризовать как “возвращение транснационального бизнеса к истокам”. В частности, крупнейшие западные компании вновь предпочитают вести дела в странах Европы или Северной Америки и по этой причине переносят производства из КНР <…> на Запад. Иностранный бизнес буквально уходит из китайской экономики.
И теперь оказалось, что альтернативы западной рыночной свободе и верховенству закона в мире пока еще нет. Во всяком случае, так считает бизнес, а, как известно, рынок сам решает, кто сегодня празднует победу и кто уходит с деловой сцены. Мануфактуры, видимо, предпочитают более надежный и стабильный <…> инвестиционный климат в США, Великобритании, ЕС или Канаде, нежели плановую систему с элементами рынка в руках функционеров из Компартии Китая.
Более того, старая добрая Евроатлантика начинает казаться еще более стабильной, когда приходит понимание, что Соединенные Штаты вновь становятся чуть ли не главным поставщиком нефтепродуктов в мире. <…>.
Привлекательность и высокая репутация инвестиционного климата в странах ЕС и США позволят и Брюсселю, и Вашингтону легко перехватывать финансово-экономическую инициативу у Пекина в странах с развивающейся экономикой и низким или средним уровнем дохода. Идеологически Европа и Штаты точно выглядят сильнее КНР, поэтому и в вопросе политики альтернативы у китайских товарищей пока не складывается.
Нет сомнений, что “Глобальный портал” станет эффективным дипломатическим каналом связи со странами за пределами ЕС. Брюссель будет укреплять свои внешнеэкономические и внешнеполитические позиции, вытесняя из развивающихся стран китайские деньги и китайскую агентуру.
Понятно также, что Пекин не оставит такую дерзость без ответа. Однако время и обстоятельства играют на стороне Европы и Америки, а не на стороне Китая. И к этому, наверное, нужно привыкнуть».