Профессор-исследователь факультета права НИУ ВШЭ Леонид Сюкияйнен в интервью участнику нашего проекта «После» Федору Лукьянов говорит:
«Не надо забывать, что все-таки в центре западного, европейского, либерального представления о правах человека стоит индивид. Это индивидуальное право прежде всего. Китайский вариант, как мы его сейчас услышали, все-таки делает акцент на другом, а это серьезное различие.
Исламское сознание несколько по-своему трактует все эти вещи. Но я могу ответить на ваш вопрос: какие-то элементы, которые предлагает Китай (с учетом огромной цивилизации и его экономического и политического влияния), безусловно, оказывают воздействие. Хотя мусульманский мир имеет свой собственный потенциал — до определенного предела он может допускать и западную трактовку прав человека, и китайский вариант, и предлагать свои собственные. Так же, как и китайцы говорят: “У нас уже две тысячи лет…”, мусульмане напоминают: “А у нас со времен Пророка есть концепция прав человека”. И если на Западе речь идет о том, что это зафиксировано в международных пактах, то у них это, например, права усопших (нельзя посягать на могилы и т.д.), чего в международных пактах нет. Это и будет их вклад, предположим.
Каждая из цивилизаций, в том числе и исламская, пытается осмыслить права человека в своем ключе.
Но в этом отношении, конечно, развитие идет.
Как вы упомянули раньше, западный мир, который был инициатором и Всеобщей декларации, и выросших из нее международных пактов, от них отходит в существенной степени. Если для исламского мира характерна тесная связь юридически трактуемых прав человека с морально-этическими, религиозными представлениями, то западный мир серьезно от них отошел. <…>. Протестантская мысль лежала в основе признания свободы вероисповедания, протестанты сыграли основную роль в этом отношении. Сейчас это уже забыли, отошли от этих стандартов. А мусульманский мир придерживается традиционной трактовки. И это, кстати, является той базой, которая соединяет его представление с нашим, российским. У нас же тоже сейчас много говорят о наших традиционных ценностях, а это имеет прямое отношение к пониманию прав человека. Мусульманский мир стоит на близких нам традициях, что является одной из тех вещей, которые объединяют Россию с этой цивилизацией».