Историк Павел Кудюкин в интервью «Говорит НеМосква» рассуждает о текущих событиях со стороны марксизма, российских коммунистах и в целом левой идее:
«...российские левые никак не найдут нормальный, понятный язык для своих идей. Да и с самими идеями, честно признаемся, не очень хорошо.
Во многом это перепевы западных программ, западных идей, а западные левые тоже в кризисе, потому что кризис левой идеи носит мировой характер. Даже современные западные левые идеи мы плохо переводим на язык родных осин, плохо переносим их на отечественную почву.
Проблема еще и в том, что левые, к сожалению, не смогли придумать альтернативы современному капитализму и в результате приспособились и занялись максимум его косметическим ремонтом.
А когда левый популизм пытается более радикально выступать, он тоже не находит ничего лучшего, как возвращаться к лозунгам времен античного полиса — "передел имущества, кассация долгов".
Мир стоит перед гигантскими проблемами, а левые никак не могут на них ответ найти, а многие и искать не пытаются.
Но основная причина в том, что, по сути, КПРФ — никакие не левые. Это консервативная, клерикальная, крайне-правая, националистическая в имперском смысле партия.
И политика морали КПРФ, кстати, тоже правая — они же выступают за ограничение абортов, против сексуального просвещения. "Женщина должна рожать и дома сидеть" — сугубо консервативная постановка вопроса. Это политика морали трампистского крыла республиканской партии США.
Социальную справедливость они тоже понимают очень специфически — то есть "мы будем всё делить". Их идеи на эту тему — этатизм (государственничество, от французского l’etat — государство. — Прим. ред.) почти по Муссолини: "Всё в государстве, всё через государство, ничего помимо государства".
Российские "коммунисты", в сущности, очень мало отличаются от "Единой России". Это такие два крыла одной правой партии».