Блогер Павел Пряников пишет:
«Продолжая читать великого экономического историка Джованни Арриги.
Если Генуя изобрела либеральный капитализм, который стал основой гегемонов (Голландия, Англия и США; пока не было примера гегемона вне либерального капитализма), то Венеция – госкапитализм. Арриги пишет:
«В целом в ходе вековой конкурентной борьбы венецианский и генуэзский режимы накопления развивались по расходящимся траекториям, которые в XV веке кристаллизовались в две противоположные элементарные формы капиталистической организации. Венеция в конце концов превратилась в прототип всех будущих разновидностей «государственного (монополистического) капитализма», в то время как Генуя превратилась в прототип всех будущих разновидностей «космополитического (финансового) капитализма». Непрерывно изменяющееся сочетание и противопоставление двух этих форм организации и в первую очередь их непрерывно возрастающие размах и сложность, связанные с «интернализацией» одной социальной функции за другой, составляют ключевой аспект эволюции исторического капитализма как всемирной системы».
Госкапитализм – это управление всем государством по типу предприятия, где главный капиталист – сама власть.
Три ключевых державы госкапитализма – Пруссия (и позже покорённая ею Германия), Россия и Япония. Их участь – всегда быть субгегемонами: бросать вызов гегемонам из либерального капитализма, и всегда проигрывать эту схватку. Вероятно, четвёртым примером из этой серии будет Китай».