Журнал «Горький» публикует текст выступления критика и литературоведа Натальи Ивановой на презентации ее книги «Чертополох и крапива» — о кризисе русской литературы и стратегиях писателей:
«Пожалуй, рассказ о содержании книги стоит начать с конца. Последняя часть посвящена авторам XX века. <…> Эти люди были вынуждены постоянно выбирать свою творческую стратегию, а вместе с ней — стратегию жизненную, политическую и историческую.
Владимова вынудили уехать. Мандельштам смело читал Пастернаку знаменитое "Мы живем, под собою не чуя страны" и заявлял: "Я к смерти готов". Ахматова хотела покинуть страну, но что-то ей помешало. <...> Искандер обратился к эзопову языку. Он заключал молчаливый договор с читателем — читателем, который способен думать и понимать.
Сегодня нам тоже приходится выбирать собственную стратегию. Мы задаемся вопросом — нужно ли вообще что-нибудь писать, а если писать — то как, зачем и для кого? А может, лучше вообще замолчать? Время, в котором нам приходится жить, ни на что не похоже. <…> Опыт писателей прошлого показывает, что каждое десятилетие XX, а теперь уже XXI века бросает серьезный вызов нашей словесности, ответить на который могут немногие. <…>
К сожалению, сейчас — особенно в последний год — стало поступать гораздо меньше рукописей. Крупные писатели замолчали. Может быть, они пишут в стол, а может, просто взяли паузу. Многие уехали. <…>
Вспомните «Доктора Живаго», «Детей Арбата», «Архипелаг ГУЛАГ», которые много лет ждали своего часа. Первая публикация «Мастера и Маргариты» вышла с обширными купюрами, которые потом допечатывали на машинке и вклеивали в журнал. <…>
Мне кажется, кризис современной русской литературы в первую очередь связан с нынешней ситуацией, когда писатель не может употреблять слова, которые хотел бы употребить. Не каждый решится написать то, за что может "прилететь", а если напишет, то не покажет, а если покажет — не каждое издание это напечатает. Кто-то не готов идти на компромисс между запрещенным и дозволенным, кто-то ждет, когда наступит новое время и он сможет предъявить то, что написал».