Политолог Алексей Макаркин пишет:
«Важная психологическая особенность современных россиян старшего и "среднестаршего" поколений связана с эффектом прайминга. То есть непроизвольного припоминания событий, которое позволяет быстро интерпретировать современные новости. Например, когда человек слышит слово "фашизм", он не лезет в энциклопедию за уточнениями. Он сразу же представляет себе ужасы войны, замученных людей, сожженные города и села, трагедию узников концлагерей. В общем, всё, что он когда-то видел в кино, читал в книгах, слышал от старших. Соответственно, у него сразу же возникает негативная реакция — даже если в услышанном им сообщении не было никаких уточнений.
Советский прайминг связан в основном с детским и подростковым восприятием, причем этот процесс не носил линейного характера. Прохождение (именно так — книги "проходили") в школе "Молодой гвардии" и "Повести о настоящем человеке", экскурсии по местам боевой славы и в военно-патриотические музеи, классные часы, посвященные войне, — всё это нередко воспринималось как рутина и вызывало скуку. Полуподпольная рок-музыка и джинсы были куда более привлекательными. <…>
Но шло время, рок-музыка и джинсы сами стали рутиной, как и многие ранее запретные плоды. И одновременно усиливалось подсознательное "припоминание" месседжей времен детства — вместе с ростом ностальгии по ушедшей эпохе и ростом понимания того, что в 1991-м всё было всерьез. Сейчас многие бывшие "неформалы" 35-летней давности тоскуют по временам, когда учительница на классном часе рассказывала им о Зое Космодемьянской и Александре Матросове. Вспоминают своих воевавших родителей, которых, к сожалению, уже нет на свете, и переживают, что в свое время слишком мало их слушали (а потеря в 1991 году территорий, за которые во время Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои, усиливает чувство вины).
Отношение старших поколений к СВО основано именно на ассоциации с Великой Отечественной, восприятие которой, заложенное в школьные годы, остается для них нормативным. И возвращение в школьную программу "Молодой гвардии" — в этом же ряду. Другое дело, что восприятие этих событий у современных школьников (и молодежи в целом) иное. Для них весь ХХ век — уже история».