Директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский пишет в одной из социальных сетей о «важной особенности путинского режима»:
«Он не тоталитарный. Он объединяет путаную, даже хаотичную паутину из различных акторов и групп, которые по самым разным причинам стали ему служить. Такой подход позволял режиму гибко реагировать на вызовы и избегать ригидности, которая погубила СССР.
Путин вообще производит впечатление человека, который довольно четко сформулировал для себя ошибки советской власти и не хотел их повторять. Безусловно, на свой, диктаторский лад.
Рациональная финансовая политика, сохранение рыночных отношений, по крайней мере, на низовом уровне, а также отсутствие жесткого идеологического каркаса и гибкая пропаганда.
В относительно спокойной ситуации, пока режим мерно пережевывал всё живое, свободное и независимое в стране, такая система работала прекрасно. В кризисной ситуации внутренние противоречия системы провоцируют разбалансированность и усиливают кризис.
Кажется, что самые простое для Путина решение — перейти к тоталитарным методам управления. За что, по сути, и ратуют "ультрапатриоты", призывая перевести страну на мобилизационные рельсы. Но сделать это в действительности невозможно. <…>
Переход к тоталитаризму — тоже реформа. Меняются принципы управления и контроля. Любая масштабная реформа чревата дезорганизацией. При этом провести изменения сразу во всем устройстве страны и общества невозможно. Следовательно, "новые" элементы системы будут соседствовать со старыми и неизбежно конфликтовать.
Тем не менее Путин может решиться на такой шаг. Или отдельные шаги. Под давлением военных, силовиков, ультрапатриотов или собственного страха. И, скорее всего, это будет означать начало быстрого конца режима.
Однако гораздо вероятнее, что он будет продолжать действовать в рамках привычной системы. Так что "ультрапатриотов" ждет всё более усиливающееся разочарование. И вот тут важно, решатся ли они перейти в последовательную оппозицию, начать планировать мятеж или что-то подобное. И сможет ли Путин справиться с этой угрозой своей власти — т. е. начать репрессии против части своей опоры. Также вероятно, что радикальные имперцы и националисты столкнутся и с тем, что их общественная поддержка гораздо ниже, чем они себе представляют в своих фантазиях».
С полным текстом записи можно ознакомиться в канале «О стране и мире».