Социолог, к.э.н. Любовь Борусяк в издании «The Moscow Times» (внесено Минюстом в реестр иноагентов) пишет:
«В мае 2022 года свое нежелание уезжать значительная часть респондентов (44%) объясняла тем, что здесь, в России, их дом, их близкие, это родная страна, к которой они привязаны, и они не понимают, почему они должны все это оставить. <…>.
В ходе последнего опроса появились и новые объяснения, которых прежде не было. Прежде всего, это ответы о том, что отъезд ничего не решает, не дает никаких преимуществ — 13,3%.
Почему эти ответы стали популярными далеко не сразу после начала СВО? Да потому, что остающиеся несогласные наблюдают, как складывается жизнь в эмиграции у их друзей, знакомых, родственников, а складывается она зачастую не очень хорошо. Многие испытывают финансовые затруднения, не могут найти работу, хорошее жилье, дать детям качественное образование, у них заметно падает уровень жизни.
Но не только это. “Отъезд ничего не решает” означает еще и то, что, по мнению респондентов, их уехавшие знакомые не делают ничего полезного для российского общества, заняты только решением своих проблем, а они, остающиеся, могут быть полезны людям.
И еще одна новая группа ответов: каждый девятый указал, что не хочет никому ничего объяснять, отделывается от вопроса “Почему вы не уезжаете?”. Половине из них задавали такие вопросы уехавшие, половине приходилось отвечать на него и таким же, как они, оставшимся. Если во втором случае этот вопрос воспринимается как естественный и нормальный («полезно сверить часы»), то в первом очень часто как неуместный, как желание показать свою, уехавших, правоту, что вызывает обиду и раздражение».