Журналист Максим Юсин эфире радио «ЪFM» говорит:
«Итоги президентских выборов в Словакии стали неприятной новостью для руководства Еврокомиссии и большинства ключевых государств ЕС. Во втором туре, который свел бывшего министра иностранных дел Ивана Корчока и председателя парламента Петера Пеллегрини, уверенную победу одержал человек с итальянской фамилией. В течение всей избирательной кампании европейские СМИ описывали его как популиста, националиста, сторонника Кремля и решительного противника военной помощи Украине.
Пеллегрини победил несмотря на то, что в первом туре заметно отстал от своего соперника, и на то, что первые экзит-полы предсказывали прямо противоположный результат — успех прозападного, либерального, сочувствующего Киеву бывшего главы МИД.
Но, увы, на демократических выборах иногда так бывает: побеждает не тот, кому симпатизируют зарубежные президенты и премьеры, а тот, за кого проголосовали по каким-то своим соображениям жители этой конкретной страны.
И в тот момент, когда подсчет голосов завершен, центральная избирательная комиссия объявляет официальные итоги, проигравший кандидат поздравляет своего победившего соперника, иностранные политики смиряются с неизбежным и признают выбор, который сделал свободный народ суверенного государства.
Так должно быть в теории, и так, в общем-то, было до последнего времени. Но времена, похоже, начали меняться. Вот как описала итоги словацких выборов французская газета Le Monde, которую читает и к которой прислушивается вся парижская элита: “Победа Пеллегрини показывает, что значительное большинство жителей Словакии поддерживает авторитарную политику правительства и его попытку имитировать Венгрию Виктора Орбана”.
А вот как отреагировал на новости из Братиславы Норберт Рёттген, депутат Бундестага, один из лидеров Христианско-демократического союза (ХДС) — крупнейшей оппозиционной партии Германии, которая еще совсем недавно была правящей и которую представляет нынешний председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Рёттген потребовал поставить вопрос о членстве Словакии, а заодно и Венгрии, в Евросоюзе из-за их позиции по Украине. <…>
Итак, что получается? Ведущий политик ключевой страны ЕС (а без Германии в Брюсселе не принимается ни одно решение) предлагает ввести экономические санкции против одного из союзников, члена того самого европейского “элитного клуба”, который всегда считался оплотом демократии. За что? За то, что жители Словакии проголосовали не так, как хотелось господину Хофрайтеру. <…>
Получается, что немецкие политики предлагают наказать словаков, которые не так думают, не так смотрят на мир, не так голосуют, и, конечно, венгров, к которым претензии копятся уже давно.
Вот только где здесь демократия?».