Востоковед Максим Жабко пишет:
«Корни пан-арабского национализма 1950-1970-х гг. во многом уходят в период между мировыми войнами. Например, именно тогда оформились представления, что “арабская нация” – это от Арабского (Персидского) залива на востоке до Атлантического океана на западе, а в основе нации лежит общий язык. И именно в 1920–30-х главными целями пан-арабистов стали единство и независимость арабской нации.
И в 1930-х, и в 1960-х националисты считали, что для достижения этих целей необходимо реформировать арабские общества. <…>.
Хотя идеи арабского национализма обсуждались и до Первой мировой войны, тогда речь шла о национальных и гражданских правах арабов в Османской империи, некоторой автономии, но не о независимости от Стамбула. После войны, когда европейцы пресекли попытки арабов создать что-то своё на руинах султаната и установили колониальные режимы, пан-арабисты не признали новые границы, установленные Британией и Францией, и требовали предоставить арабам независимость.
Пан-арабисты 1950–60-х и идейно, и отчасти организационно были связаны с теми мыслителями и активистами, которые прославились в 1930-х. Ключевыми мыслителями были, пожалуй, Сати аль-Хусри и Константин Зурейк.
Сати аль-Хусри был сыном османского чиновника и сам работал в имперской системе образования. В те годы он идентифицировал себя как османского поданного и писал об этом на османском турецком. <…>. В 1921 году Фейсал стал королём Ирака, и на протяжении 1920–30-х Сати аль-Хусри был одним из архитекторов тамошней системы образования.
В те годы аль-Хусри писал и выступал о том, что такое национализм и откуда берутся нации. Он также задавался вопросом, как можно изменить общество с помощью образования, сделать его более “современным”. Преобладание национальной идентичности над всеми “традиционными” (семья, племя, конфессия и т.д.) было для него одним из критериев современности. Из-за подозрений в связях с про-немецким путчем 1941 года Сати аль-Хусри покинул Ирак, но впоследствии работал в сфере образования в других арабских странах.
Константин Зурейк был православным христианином из Дамаска, но прославился он в Бейруте как преподаватель Американского университета. <…> он состоял в ряде ключевых арабско-националистических обществ тех лет, включая Лигу националистического действия (ЛНД), и уже тогда он авторитетным мыслителем в кругах пан-арабистов. В своём известном сборнике эссе “Национальное самосознание” (1936) Зурейк спорил с ливанскими националистами, призывал модернизировать арабские общества и призывал к рационализму в теории и практике арабского национализма.
Во многом именно их идеи послужили интеллектуальным фундаментом для нового поколения политиков и активистов в 1950-х».