Журналист Марина Симакова в «ПОСЛЕ.МЕДИА» пишет:
«Аналитики и комментаторы на протяжении нулевых и десятых годов подчеркивали, что у России нет национальной идеи. Под ней в ту пору, как правило, понималась большая идеология, которая ассоциировалась с идейно-политическим противостоянием Холодной войны. Сам Путин отмечал, что нацидеей России может быть только патриотизм, в государственной идеологии страна не нуждается — нуждается в “объединяющем начале”. В противном случае неизбежна идеологизация, давление схемы, вторжение в сферу людских убеждений сверху. Короче говоря, идеологический прессинг в духе тоталитарной политики, которую допустить никак нельзя.
В противоположность политическим идеологиям Кремль предлагает опираться на то, что якобы и так уже существует с незапамятных времен — а значит, следуя путинской логике, не требует навязывания и вмешательства в вопросы свободной совести. Такой опорой и становятся морально-нравственные ценности, производные от “традиционных для России религий”. Но парадокс в том, где эти ценности находятся: это буквально нравственность “в духе”, о котором, оказывается, позабыли россияне, либо занятые экономическим выживанием, либо околдованные Западом. Ее нужно вынуть из внутреннего мира граждан с тем, чтобы продемонстрировать им, что она у них есть. Поэтому российские власти полагают, что не устанавливают нравственность, а обнаруживают и защищают ту, что уже имеется. В “скрепном” послании 2012 года Путин уточняет, что законом нравственность установить нельзя. Разумеется, нельзя — ведь он говорит не об идеях и даже не о мировоззрении, а о мироощущении. Для чувств закон не писан.
Апеллировать к чужим чувствам, о существовании и содержании которых сложно судить однозначно, — таков прием эпохи позднего путинизма <…>. Это даже не чувства, а способ чувствовать сообразно идеалу. Такому способу чувствовать противопоставляется стремление действовать сообразно доводам, нормам и интересам (политика, право и материальная устроенность соответственно). Чрезмерная забота о политико-правовых процессах (формальной стороне политической жизни), не говоря уже об экономике (материальной стороне), только мешает гражданам слиться друг с другом в едином стремлении к истине, добру и красоте. В мироощущении, будто бы всегда уже данном каждому россиянину, в стремлении столь же естественном, сколь потребность дышать.
В этой подмене заключается главный идейно-политический выверт путинского режима. Кремлевская политика духовности выдается за поддержку естественного положения дел. Будучи идеологизированной программой, она постоянно отрицает свой политический, конструктивистский характер. Геополитические и внутренние резоны путинизма выводятся из квазиестественного порядка, веками складывающихся нравственных устоев, и в конечном итоге находят в них свое оправдание. Такая логика позволяет власти уклониться от необходимости приводить внятные, убедительные и практические аргументы своим политическим решениям».