Журналистка Марина Виноградская в издании «Новая газета» пишет:
«Диапазон наказаний для детей и родителей постоянно расширяется. Найти виноватого и наказать — единственный, кажется, способ решения любой проблемы, который доступен чиновникам на любом этаже власти. Насилие, угроза, запугивание — единственный инструмент педагогики.
Однажды, много лет назад, на одном родительском форуме некая мама жаловалась на своего проблемного ребенка: мол, я уж его и так наказываю, и этак, а он все не понимает. Он уже и прогулок лишен, и телефона, и телевизора, и компьютера, и друзей, и дня рождения, и Нового года, и сладкого, а он все не исправляется! “Как его еще наказать?” — спрашивала она. “Дустом не пробовали?” — спросила одна из форумчанок.
И в самом деле: если дети не слушаются взрослых, протестуют, буянят на уроках, ходят на митинги — может, пора их исключать из школы? Или ввести уголовную ответственность? Или сразу в ЦВС?
А может, если наказание не помогает — попробовать что-то другое?
Но для этого надо думать, собирать экспертов, искать научные данные, бороться с бедностью и порождаемыми ею социальными последствиями, решать проблемы школьной неуспеваемости, повышать квалификацию учителей и их зарплаты, снижать их нагрузку — уф, как все сложно.
Может, все-таки дустом?».