Социальный исследователь Марк Симон в интервью изданию «Рефорум» говорит:
«В Германии это поставленная на рельсы государственная культурная политика. Культурное участие мигрантов в высокой степени институционализировано. У земельных министерств культуры есть чёткие критерии, по которым они финансируют проекты, призванные поддержать артистов-мигрантов или тех, кто поднимает вопросы миграции, неравенства, постколониальных аспектов, иноэтничного происхождения. Эти критерии включают в себя формальные правила, в соответствии с которыми должны быть написаны заявки на грантовую поддержку, а также соответствие тому, что называется “социокультурной повесткой”. При этом на финансирование социокультурных проектов заложены относительно небольшие средства, если сравнивать с расходами на то, что в Германии принято называть “высокой культурой” – музеи, оперы, государственные театры. Иными словами, площадки, обеспечивающие культурный престиж города, земли и страны в целом. В результате того, что большинство проектов с участием артистов-мигрантов до сих пор получают поддержку в социокультурном сегменте, они символически отделены от того, что ассоциируется с “высокой культурой”. Впрочем, такая “геттоизация”мигрантского искусства постепенно преодолевается в последние годы. Так, театр Максима Горького в Берлине стал первым государственным театром, где для артистов и драматургов из Сирии и других стран Ближнего Востока были созданы возможности делать свои постановки, а также быть нанятыми в труппу на постоянной основе.
Что касается России, то у мигрантов, приезжающих преимущественно из Центральной Азии, почти нет институционального пространства, где можно заявить о себе, о своём праве на присутствие в публичной сфере, на свой голос. В современной российской культуре очень мало примеров, когда мигранты имеют возможность рассказать о своём опыте, своём восприятии жизни в России. Отсутствуют сколь-либо масштабные социальные движения, которые поднимали бы проблемы неравенства, связанного с имперским наследием и наследием советского периода, во многом определяющим параметры сегодняшней миграции в Россию. Эта тема редко поднимается и российскими авторами, за исключением небольших театральных и художественных проектов.
В этих условиях люди из мигрантской среды, имеющие творческие амбиции, ищут иные способы и средства для того, чтобы справиться с трудностями. А если хотят делать артистическую карьеру, то вынуждены заниматься ей в свободное от тяжёлой работы время».