Доцент факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Родион Белькович в подкасте «Республика учёных» рассказывает о значении университета и образовательных практик:
«Наше общество организовано так, что движение человека связано с попыткой встроиться в рынок труда и <…> на этом рынке заработать денег. Соответственно, система образования выстраивается таким образом, чтобы наиболее эффективно подготовить текущего студента к работе в фирме или на госслужбе. Конечно, все эти рассуждения о высоких материях (теоретические дисциплины – Полит.Ру) становятся никому не нужны.
Естественно, возникает вопрос: если я пришел получить набор навыков, зачем мне рассказывают о Платоне? Но разве университет существует для того, чтобы человек устроился на работу? <…> Университет возникал для других целей. В нем формировался круг людей, который занимался теоретическими вещами, изучал действительность и мог что-то о ней сказать, не пытаясь в неё встроиться с прикладной точки зрения. <…>
Сейчас существует движение в сторону практико-ориентированного образования. Теперь университет рассматривается как социальный лифт: родители были рабочими, а я стану высокооплачиваемым специалистом. <…> Таким образом, существует некоторый диссонанс между тем, что такое университет и какую функцию он выполняет сегодня. <…>
В отечественной юриспруденции проблема состоит в том, что в силу этого диссонанса сфера теоретической юриспруденции заполнена «странненькими людьми», которые живут в своем замкнутом мире. С одной стороны, они никому не нужны в практике (всерьез их никто не рассматривает). С другой стороны, они не встроены в мировую науку, не понимают, чем современная наука занимается. Они встречаются своим узким кругом и занимаются тем, что я называю «столоверчением»: обсуждают такие вопросы как, например, сколько есть стадий в правовом регулировании. И всерьез доктора наук и профессоры спорят об этом. Конечно, такая теория никому не нужна. <…>
Идея непрерывного образования— мелкобуржуазный страх оказаться на обочине современного процесса. <...> Поэтому так процветают курсы самоулучшения разного рода и интернет-образования. Вообще-то люди читали Гомера в течение тысячи лет и не боялись, что их знание устареет. <...> Этот страх современный, связанный с условно капиталистической действительностью, в которой людей заставляют, как белок в колесе, куда-то бежать и соревноваться. Конечно, нужно всё время что-то узнавать, но не потому, что можно устареть, а потому что у нас есть способность к познанию. Конечно, должно быть непрерывное образование <...>, чтобы сохранить подвижность и гибкость ума и сформироваться как личность, а не набрать дипломов и прочих лычек».