Исследовательница соцсетей Екатерина Колпинец рассказывает Perito о цензуре соцсетей:
Я ехала в ночном автобусе летом с Китай-города и села повыше, чтобы смотреть, что у людей в телефонах. И все через VPN смотрели "Инстаграм" (принадлежат компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена). Мужчины, женщины, 40 плюс, 50 плюс — и все смотрят что? Друзей, знакомых, дачу, рецепты обязательно, рукоделие. Это иллюзия, что все захвачены какой-то повесткой.
[…] Люди живут в своих метавселенных, и им вообще плевать, что происходит за их пределами. Их повестка может быть леволиберальной, праволиберальной, более консервативной, более левой, но она зациклена на себе. Если вы сидите на Reddit, то, наверное, видели, как выглядит леворадикальная культура или, наоборот, альт-райт. В мире "Инстаграма" (принадлежат компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена) этого не существует вообще. В этих трендах нет ***, или сирийской, или "Талибана", африканских войн. Розовый купол.
[…] Все модерации и паттерны поведения, репрезентации сконцентрированы в одном месте — в Кремниевой долине. Одна точка задает доминанту — культурную, поведенческую, политическую, социальную, телесную — для всего мира, для всех пользователей. Сколько бы они там ни говорили о diversity, это абсолютно капитализированные, неолиберальные шаблоны.
Как условный черный человек может себя показать? Он должен быть улыбчивым, приятным, должен говорить Black lives matter. Это очень важно — агитками изъясняться. Он не может обматерить вас или сказать что-то, что пойдет поперек этого дискурса. Они дают голоса людям из Ирана, из Афганистана, из Саудовской Аравии. Есть девушки в хиджабах, но они опять же вписаны вот в эту "милую" эстетику: говорят тихим голосом, не танцуют тверк, не сжигают хиджабы, ничего. У нас есть в хиджабах, есть чернокожие, есть азиаты, все такие милые — это не пространство конфликта.
Нельзя сказать что-то неконвенциональное на широкую аудиторию: вас сразу заблокируют. Последние лет пять востребованы исследования азиатских сегментов соцсетей, в частности Кристал Абидин ими занимается».