Политолог Алексей Макаркин в телеграм-канале «Bunin & Co» пишет:
«Петербургский международный экономический форум оказался между двух огней. С одной стороны, его задача — это показать, что в российской экономике нет принципиальных изменений. Что адаптация к новой реальности идет более высокими темпами, чем ожидалось — рыночная экономика в очередной раз демонстрирует свою большую эластичность, чем советская плановая. А уход одних инвесторов компенсировался приходом других в рамках «поворота на Восток».
Страной-гостем на форуме являются Объединенные Арабские Эмираты, которые по концентрации на их территории российских бизнесменов напоминают Лондонград нулевых годов. И если тогда россияне любили фотографироваться с британскими гвардейцами, то сейчас они выступают в роли зрителей, когда арабы исполняют свои национальные танцы. <…>
Участники уже привыкли, что западных лидеров не будет. Уже в 2021 году из них был только дистанционно выступавший австрийский канцлер Курц, стремившийся несмотря ни на что выстраивать отношения с Россией. В прошлом году был президент Казахстана, сейчас — президент Алжира. <…>
С другой стороны, патриотическая общественность считает, что business as usual противоречит принципу всеобщей мобилизации во всех сферах, о которой она мечтает. И смене элит, которые они считают слишком космополитичными — а форум, помимо прочего, выполняет функцию элитной презентации. И зафиксированным еще в многочисленных романах о «попаданцах» в разные эпохи мечтам об отказе от рыночной экономики в пользу восстановления не индикативного, а самого настоящего сталинского планирования.
Выступление на форуме Дугина в совокупности с объявлением Басковым и Лепсом на вечеринке «Русской медиагруппы» о премиях за «Леопарды» не меняет отношения этой общественности к любым бизнес-форумам, напоминающих о прошлых годах, которые она считает потерянными для решения мобилизационных задач. И если раньше такая позиция была маргинальной, то теперь это «активное меньшинство» далеко вырвалось за рамки маргинальности. Сдерживающую роль для него, впрочем, играет традиционное государственничество и обусловленные им опасения, что если раскачивать лодку, то можно сделать хуже».