Писатель и публицист Анатолий Несмиян пишет на годовщину трагедии в Хиросиме:
«Американская версия - применение ядерной бомбы убедило японскую власть в бессмысленности сопротивления, вследствие чего она пошла на капитуляцию. Крайне сомнительное утверждение, так как авианалет 10 марта 1945 года на Токио привел к сопоставимым последствиям - и в Хиросиме, и в Токио в результате этих событий погибло порядка 100 тысяч человек в каждом городе, а сами города были фатально разрушены. Кроме того, в обстановке хаоса августа 1945 года получить полную и достоверную картину из Хиросимы и затем Нагасаки было крайне затруднительно <…>.
Гораздо более важные события тогда происходили на материке, где 8 августа <…> советские войска перешли в наступление, и буквально за неделю разгромили миллионную Квантунскую армию. Это и стало ключевой причиной признания невозможности дальнейшего сопротивления Японии - и именно по результатам кампании на материке было принято решение о капитуляции.
Второй миф о самом ядерном оружии был создан несколько позже - когда была создана модель «ядерной зимы» <…>. Для реализации модели по минимальной «планке» требуется применение на порядок большего числа ядерных зарядов, чем сегодня имеется на вооружении во всех ядерных странах мира. Имеющегося оружия просто недостаточно для создания глобального катаклизма подобного масштаба. Что, конечно, не делает само это оружие чем-то незначительным и неважным.
В Японии существует свой собственный миф о событиях 6 и 9 августа 1945 года. Он заключается в том, что само событие отмечается как траурная и скорбная дата, однако абсолютно табуировано упоминание США как страны, применившей ядерное оружие по двум японским городам. Америку просто не называют - никак. Бомбы упали неизвестно откуда и от кого. Просто прилетели, по какому поводу и происходят траурные церемонии. Рациональное объяснение этому, конечно, есть - здесь и союзнические отношения, и комплекс коллективной вины, который насаждался и остается одной из базовых послевоенных «скреп» современной Японии».