Эксперт нефтегазового рынка Михаил Крутихин (внесен Минюстом в реестр иноагентов) в издании «The Moscow Times» (внесено Минюстом в реестр иноагентов) говорит:
«Нефтяники и газовики говорят и показывают миру: да, мы всецело за чистый воздух и умеренный климат, но сдерживать потепление надо потихоньку, чтобы резкими мерами не создавать дефицитов энергоснабжения. Расширяйте долю возобновляемых источников, повышайте энергоэффективность технологий, сокращайте выбросы метана и прочих “парниковых” газов, мы готовы этому помогать, но бросать традиционный бизнес никто не собирается.
Инвесторы действуют именно так.
Россия в этой ситуации выглядит не лучше и не хуже большинства стран, где нефтегаз остается опорой экономики. Владимир Путин объявил еще в октябре 2021 года, что страна будет добиваться углеродной нейтральности к 2060 году. Есть здесь, однако, важное отличие от других государств, где признание необходимости “зеленого” перехода не противоречит официально принятым стратегическим документам.
Российская правительственная стратегия сводится к опоре на ископаемые энергоносители.
Принятая в июне 2020 года Энергетическая стратегия на период до 2035 года недвусмысленно предполагает “сохранение в качестве основы мировой энергетики ископаемых видов топлива”.
<…> Доктрина энергетической безопасности России (май 2019 года) идет еще дальше. Она провозглашает основой отечественной энергетики топливно-энергетический комплекс, включающий “нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение”. Усилия мирового сообщества по увеличению доли возобновляемых источников и “наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к ‘зеленой экономике’” названы в Доктрине “внешнеполитическим вызовом” энергетической безопасности России.
А <…> Владимир Литвиненко в публичных выступлениях не раз утверждал, что провозглашенный на Западе “зеленый” переход — политический заговор, имеющий целью лишить Россию ее гигантского потенциала развития традиционных энергоносителей и подорвать мировую мощь российский энергетической державы.
Ставить цели к 2060 году в условиях крайней финансовой, политической и социальной нестабильности, милитаризации экономики и изоляции страны на международной арене в высшей степени неразумно и отдает пустословием. На этом фоне гораздо реалистичнее выглядит прогноз, сделанный вице-премьером Александром Новаком. По его словам, доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны увеличится с нынешних 2,2% всего до 6% к 2035 году и 15% к 2050 году. Ни от какой углеродной нейтральности речи идти не может. В международных усилиях по предотвращению климатических изменений путем уменьшения “углеродного следа” энергетики Россия не играет значимой роли».
* внесено Минюстом в реестр иноагентов