Блогер Михаил Пожарский пишет:
«Чтобы понять все жалкие перспективы сепаратизма в Башкирии, достаточно просто посмотреть на карту. В случае чего Башкирия оказывается полным анклавом в окружении русских регионов, <…> практически полностью зависимым от экономической политики России. Дальше можно посмотреть состав населения Башкирии: 35% русских, 32% башкир, 23% татар. <…> Так себе база для гипотетического башкирского национализма, стремящегося создать этностейт. <…>
В 2020 году в Башкирии стартовали массовые протесты. Но были ли это протесты против федеральной власти, как, скажем, в Хабаровске? Нет, не были. Протесты начались потому, что местные кабанчики при поддержке местных властей решили распилить <…> местное культурное достояние (шиханы). <…> Для центральной власти - это, напротив, хороший повод для того, чтобы вмешаться и выступить во всем белом. Приструнить обнаглевших кабанчиков, встать на сторону простого народа, показав, что Кремль - им первый защитник от местного произвола. И, надо сказать, так и вышло. Когда история дошла до Путина - он стукнул кулаком по столу. Башкирскую содовую компанию национализировали, а шиханы вроде как оставили в покое.
В общем, красивый кейс победы метрополии. Но на этом не остановились. У нас ведь оно как: если где-то дали пряник, то надо непременно и кнутом щелкнуть. Чтобы простой народ не дай Бог не подумал, что чего-то можно добиться радикальными протестами, а не мирными челобитными царю. И вот вам кнут вдогонку - по абсурдному обвинению осудили местного активиста на 4 года колонии. Результат этого щелканья кнутом оказался немного предсказуем - снова массовые протесты.
<…> Теперь центральная власть - это то, что сажает по беспределу и лупит дубинками протестующих. По факту дубинками там, кажется, лупит местный ОМОН, но ответственность уже на центральной власти. <…> Теперь уже, кажется, каждый кремлевский пропагандист, военкор и тому подобный завел шарманку про "башкирский сепаратизм". <…>
То есть, не было в Башкирии никакого сепаратизма. <…>Был экологический протест, в котором участвовали башкиры, татары и русские. Протест был направлен на местные башкирские власти, а не на федеральный центр. Но теперь пришли кремлевские пропагандисты и авторитетно разъясняют, что это оказывается все был башкирский сепаратизм. Похоже, что из всего нашего государственного невежества в области социальных наук наиболее важным его проявлением является то, что они там не знают значения термина "самоисполняющееся пророчество"».