Публицист Михаил Пожарский пишет, почему чрезмерно развитая эмпатия иногда вредит:
«В российских эмигрантских медиа случился небольшой скандал: представительница движения жен мобилизованных пришла на эфир к переехавшему на ютуб Эху-Москвы, а там ведущий устроил ей прожарку на тему того, что ее муж отправился воевать вместо того, чтобы сбежать или сесть в тюрьму. <…>
Позиция жены мобилизованного при этом приличная - она подчеркивает, что она не за ротацию, а именно за демобилизацию. А нежелание высказывать более радикальные вещи объясняет примером Скочиленко. На фоне у ее слышны детские крики, снуют туда-сюда какие-то родственники и вообще довольно бедный антураж. Заметно, что боязнь уголовки и стигмы там - не пустой страх. Но журналист все равно обвиняет ее в недостаточно белом пальто. Что кажется явно завышенными моральными стандартами. Неужто так трудно проявить эмпатию к маленьким людям с их проблемами?
Тут я пошел искать, кто же такой ведущий Антон Рубин, что его белое пальто сияет на пол-ютуба. Оказывается, это известный самарский активист, который много лет занимался волонтерством в детских домах. Был у него центр помощи сиротам: 50 подопечных, психологи, воспитатели, все дела. В общем, человек, который ходил в детдом как на работу - это кажется последний кого можно обвинить в отсутствии эмпатии. Тем не менее это выглядит так. В чем же дело?
<…> Оборотной стороной эмпатии является ненависть. Переживание чужих страданий неотделимо от праведного гнева, направленного на причину этих страданий <…>. Поэтому военная пропаганда всегда строилась не столько на чистой ненависти к чужим, сколько на сопереживании "распятым мальчикам". <…>
Первыми ломаются в сторону людоедства вовсе не какие-то рациональные сухари, а скорее наоборот те, кто отличается повышенной эмпатичностью и гипертрофированным чувством справедливости. Изначально это их заставляло заниматься волонтерством и оппозиционной деятельностью. Но теперь они погружаются в бесконечный мрачный поток […] новостей, запускают его глубоко в душу, а в ходе этого растет и гнев. Вырастая бесконтрольно, он становится таким же "высокоточным" как нынешнее оружие.
Отсюда: "все орки одинаковые", "сами во всем виноваты" и прочее по площадям. Самобичевание. Но чаще бичевание тех, кто смеет беспокоиться о комфорте и выживании в своей панельной однушке, пока вокруг творится известно что.
Для того, чтобы понять всю сложность ситуации, что по обе стороны границы есть люди заслуживающие сочувствия - здесь нужен совсем другой навык. Навык, подразумевающий умение остановиться, притушить эмпатию и подумать холодной головой. <…>
В общем, такая вот парадоксально скотская ситуация, в которой первыми слетают с катушек те, кто в иных обстоятельствах могли бы быть лучшими из нас».