Историк, профессор Университета Копенгагена Михаил Суслов в интервью изданию «Холод» говорит:
«Все существующие названия не подходят для описания идеологии, которую мы видим сейчас в России. Мне кажется, это что-то новое.
<…> Ядро путинизма я описываю тремя понятиями, которые, может быть, немного сложны для восприятия на слух, но я попытаюсь раскрыть их смысл.
Первое — это идентитарный консерватизм. Для идеологов путинизма важно сохранять не политические формы, а идентичность сообщества. Ради сохранения этой идентичности они могут представить себе любые социальные перемены, революции, реформы и так далее. Что это за центральная идентичность для путинизма? Это историческая идентичность. “Мы” — это те, кто победил Золотую Орду, Наполеона, Гитлера и так далее. Тысячелетняя история России становится маркером идентификации.
<…> Второй компонент — это то, что можно назвать правым популизмом. <…> Популизм провозглашает неизменность ценностного ядра народа. Он, грубо говоря, говорит, что народ — это некая личность. Человек растет, изменяется, но его “я” остается неизменным. Так и популисты говорят, что народ может расти, развиваться, но это всегда один и тот же народ. Поскольку мы знаем его идентичность, мы знаем, чего этот народ хочет.
<…> Третий компонент — это коммунитаризм. Его смысл можно описать очень просто: коммунитаристы воюют с либеральным пониманием того, что такое человек. Для либерала важнейший принцип — универсализм ценностей. Как написано в американской Декларации о независимости, мы признаем самоочевидным, что у всех людей есть право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Коммунитарист предлагает другую философию. Для него человек — всегда продукт своего культурного контекста. Грубо говоря, что хорошо американцу, то плохо русскому или китайцу. Более того, они считают, что русские и американцы думают по-разному. <…>.
Идентитарный консерватизм, правый популизм, коммунитаризм. Сочетание этих трех идеологий (или политических философий) дает сегодняшний путинизм».