Журналист Михир Шарма пишет
в Bloomberg о том, как державы вроде Ирана, пользуясь услугами негосударственных прокси, закладывают бомбу под основание собственной государственности:
«Те, кто живут мечом, от меча и гибнут. Имперские державы, которые вырабатывают зависимость от негосударственных вооруженных групп, часто оказываются в ситуации, когда им приходится вести войну против тех прокси или организаций, которые они сами же и создали. Американцы поняли это в Афганистане. Много веков назад это поняли ещё римляне, когда стало ясно, что бывшие прокси (варвары) могут поглотить империю, которая долгое время оказывала им поддержку.
<...> Соблазн для региональных держав использовать негосударственных акторов в качестве фактора повышения собственной силы будет только расти. Оружие для этих групп обходится дешево и его легко достать; даже плохо вооруженные бойцы могут нанести большой урон при помощи дронов, самодельных взрывных устройств и средств радиоэлектронной борьбы. Хуситы показали, как небольшие лодки и простые ракеты могут разрушить глобальную цепочку поставок.
В тоже самое время любой режим, который использует прокси-группы, должен помнить, что первой жертвой подобной стратегии становится уважение к суверенитету. Как только вы закрываете глаза на лагеря на вашей границе, чтобы дестабилизировать вашего соседа, вы создаете зону беззакония, где сам ваш суверенитет ставится под вопрос. В итоге вы станете мишенью этих прокси, которые расположены в лагерях по ту сторону границы – или даже на вашей территории.
Суверенитет, несмотря на все его недостатки, появился не для того, чтобы угнетать небольшие государства, а чтобы защитить их от состояния вечной войны, в котором пребывал на тот момент весь мир. Вестфальская система международных отношений, созданная в XVII веке, подарила мелким германским княжествам мир и процветание после века кровавой войны, в ходе которой их территория превратилась в поле битвы между военными группировками и наемниками, а сами они – в заложников конфликта между велики державами».