Политолог Илья Гращенков пишет:
«В ГД объяснили расширение рамок призывного возраста с 18 до 30 лет «демографической ситуацией», так как по словам главы комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова: «редакция проекта закона поменялась в связи с тем, что демографическая ситуация серьезная, влияет на объем мобилизационного ресурса, и для того, чтобы мы не проседали, необходима именно такая редакция».
По сути, речь идет о том, как в предвыборный период (президентская кампания) вести мобилизацию таких образом, чтобы она не являлась фактором тревоги и раскачивания общественных настроений. К тому же действительно есть реальные проблемы связанные с обучением бойцов и их оснащением, пока ВПК не очень-то справляется с потребностями СВО. Да и тот ресурс который был мобилизован в первую волну оказался не слишком эффективен, так что ставку решено сделать на добровольцев и призывников.
Однако это все вялотекущая мобилизация, которая в случае очередной эскалации опять будет пересмотрена в пользу количества, а не качества, так как по оценкам военных для активных действий нужно увеличить численность контингента примерно на 600 – 1 200 000 чел., чего нельзя добиться различными «скрытыми» подходами. Правда и вопрос комплектации стоит остро, так что пока армия скорее готовит себе юридические подложки для возможных ходов».