Политолог Алексей Макаркин пишет о новом учебнике истории для старшеклассников:
«Это книга, адресованная допризывникам и их подругам <…>. Чтобы девушки <…> не советовали юношам уезжать, а призывали их выполнять свой долг.
<…> У государства на самом деле сейчас мало эффективных возможностей для коммуникаций с молодежью. <…> Представители советских поколений призывают для вразумления молодежи показывать больше старых патриотических фильмов и делать передачи про людей труда и защитников родины. Но молодежь телевизор не смотрит, и заставить смотреть его невозможно. С недавних времен в школах ввели «Разговоры о важном», но по итогам этого курса не предусмотрено никакой аттестации <…>.
Вот курс истории (по которому аттестация предусмотрена) и насыщается сюжетами, призванными показать безусловную правоту России в ее вечной борьбе с Западом. <…> В мобилизуемом обществе с феноменом осажденной крепости учебники всегда выполняют мобилизующую роль – вопрос в масштабах и методах. Нынешние методы, помимо прочего, связаны и с ощущением, что немалая часть молодежи уже потеряна, что она безнадежно встроена в глобальный мир и приняла его ценности. Поэтому речь идет о борьбе за умы нынешних школьников, причем не только на уроках истории – в программу по литературе спешно возвращают советские книги.
Насколько такой подход будет эффективным? Однозначный ответ на этот вопрос был бы поспешным. <…> Можно сказать, что многое зависит не столько от учителя, сколько от семьи и близкого круга общения. Если официальные и неформальные месседжи будут органично сочетаться, то возможностей для успеха госполитики существенно больше. Если возникнет диссонанс, то все будет существенно сложнее».