Политолог Алексей Макаркин анализирует данные исследования об отношении жителей столицы к РПЦ:
«Исследование Института социально-политических исследований РАН показало, что москвичи стали существенно более критично относиться к церкви. В целом число жителей столицы, доверяющих РПЦ, снизилось с 55% в 2015 году до 28% в 2021-м. Среди верующих доверие за этот период уменьшилось с 72 до 43%. Среди нерелигиозного населения - с 15 до 5%. Что произошло?
Во-первых, приход многих россиян в церковь в конце 1980-х – начале 1990-х годов был связан со стремлением найти опору в стремительно меняющемся, турбулентном, неуютном мире. <…> Современный россиянин – особенно молодой - больше рассчитывает на свои силы и если ищет поддержку, то в ближайшем окружении. <…>
Во-вторых, в обществе потребления, тем более в условиях экономической стагнации, религиозные потребности занимают относительно скромное место в «пирамиде Маслоу». <…>
В-третьих, ушел идеализированный образ церкви – когда некоторые неофиты крестились на священников и пытались говорить с ними славянизмами, подобно режиссеру Якину («иже херувимы»). Церковь потеряла у значительной части общества образ «мученицы» и «гонимой», сформировавшийся в конце 1980-х годов по итогам советского периода истории. Мощный кредит доверия, полученный в те годы, сейчас практически исчерпан. <…>
В-четвертых, деперсонализация церкви на низовом уровне. В 2016 году Свято-Тихоновский университет провел исследование среди жителей востока Москвы, пришедших святить куличи в Великую Субботу. Выяснилось, что 47% респондентов не знают священника, к которому могли бы обратиться за советом в трудной жизненной ситуации, а 54% никогда не обращались к священнику по жизненно важным вопросам. <…>
В-пятых, конечно, есть и политический фактор – особенно с учетом того, что в Москве существенно шире оппозиционные настроения, чем в провинции. Церковь воспринимается как союзница государства, к тому же продвигающая и собственные интересы ("закон о кощунстве")».