Иван Бегтин, директор АНО «Информационная культура» и участник проекта «После», пишет у себя в телеграм-канале о проблемах ГосТеха:
«ГосТех в России пытаются протаскивать именно как информационную систему. Не архитектурную доктрину, не огненную команду сверхлюдей, не идеологическую основу, не концепцию, и даже не как фундаментальную цифровую инфраструктуру, а именно информационную систему. При этом критической она не является, какой бы пиар-шум не создавался, нормативкой она полноценно не обвязана, на ней пытаются создавать какие-то новые сервисы/информационные системы ни одна из которых критической не является.
Что это означает? Что в любой момент финансирование можно прикрыть, ФКУ ГосТех переименовать во что-нибудь другое (оно и ГосТех то стало после переименования), команду всю распустить, а ненормативку почистить за короткий срок. И ничего не случится (с). А это означает, что если госаппарат может без этого прожить, значит, при любом последующем секвестре бюджета это всё порежут. <...>
Все без исключения инициативы по инновациям в госсекторе, которые я знаю в мире, — это инвестиции в людей. Гостех в Сингапуре — это команда, GDS в Великобритании — это команда, 18F в США — это команда, и так далее, таких команд много. Все эти команды набирались по модели сбора топовых разработчиков для разработки открытого кода, дебюрократизации, работы в роли пожарных команд и других альтернатив классическим отношениям в госсекторе։ заказчик — подрядчик. Продукты, созданные этими командами, имеют ценность, но именно как капитализация ценности этих команд для государства.
Так вот, Гостех в России такой командой не является. Это некая закрытая группа без заметных публичных результатов кода, документов, гайдов, системных подходов и всего остального. В текущей модели существования они — прослойка между госорганами и платформой Сбербанка (читай — Сбербанком) и являются "приложением к единой цифровой платформе". Иначе говоря, по модели реализации Гостеха в России, люди вторичны, информационная система первична. А что касается информационной системы см. пункт 1. Гайд по Agile, сделанный командой ГосТеха, это еще раз подтверждает. Это обезличенный забюрократизированный документ с заложенными минами привязки к ЕЦП ГосТех и при этом оторванный от реальности госпроектов, ограниченных законами о госзакупках, госслужбе и практике согласования с Минцифрой, планами информатизации и последующими проверками прокуратуры и Счетной палаты. Кто-то скажет: "Но иначе же невозможно!" Возможно, и как раз большая часть инновационных команд в мире специализировались на том чтобы это было возможно.
Инвестиции в людей и сбор сильных команд в госсекторе не являются простой задачей, в мире тоже не так много примеров, но они есть. В России они мне почти неизвестны, а там, где они есть присутствует, очень сильная отраслевая специфика».