Политолог Илья Гращенков пишет:
«Евгений Пригожин пока что содержит ЧВК за свои деньги и предупреждает, что надолго их не хватит. О том, что кондотьер стал напрягать и президента Лукашенко, своими предложениями «прогуляться в Польшу», последний лично заявил во время встречи с главой России Путиным. <…>
Еще в Италии эпохи возрождения кондотьеры (командиры наёмников) представляли из себя угрозу многочисленным князям и графам, не говоря уж о Папах. Итальянские вооружённые силы находились в руках либо мелких владетелей, либо воинов, не управлявших государствами: первые набирали войско не для увеличения своей славы, а лишь для того, чтобы стать побогаче или воспользоваться большей безопасностью. Вторые, с малолетства воспитанные для военного дела и ничего другого не умевшие, только на него и могли рассчитывать, желая добиться богатства и могущества. Насколько ландскнехты подтверждали правило, что война кормит войну. Совершенно верно, каждый воин должен есть и пить, независимо от того, кто будет за это платить. У ландскнехта нет ни дома, ни двора, ни коров и никто не приносит ему обеда. Поэтому он принужден доставать, где возможно, и покупать без денег, не считаясь с тем, нравится это горожанам или нет. Частично что-то такое демонстрировал даже Швейк, будучи солдатом вполне регулярной армии.
Очевидно, что «проблема Вагнера» никуда не делась, будучи заметенной под ковер в Белоруссию. Решения у нее простые: отправить всех куда-нибудь вовне, в Африку например. Или же постепенно распускать формирования, несмотря на протест кондотьеров. Конечно, в этом случае «пригожинг» имеет шансы повториться, но есть надежда, что опыт был учтен и отрефлексирован и теперь силовики лучше готовы к защите страны от своих же порождений. Тем более, учитывая тот факт, что российские ЧВК – это все же не просто «на деньги самого Пригожина». Можно быть успешным бизнесменом, но вряд ли в один прекрасный день ты решаешь создать ЧВК (запрещенную законодательно), ведь это просто перспективная бизнес идея. Очевидно, что Пригожин – фронтмен тех сил, которые за ЧВК отвечают.
В любом случае, идущий трансфер власти показывает, что есть и активные игроки, которые уже сейчас готовы делать окончательные ставки или наоборот, используют прием гиперболизации в собственном позиционировании. <…> Не зря открытием года стало появление на арене лидеров ЧВК, а также политизация силовиков. Именно поэтому государство нуждается в скорейшей достройки хотя бы своих основ (армии и силовых структур), чтобы не повторить опыт средневековой Европы, где ландскнехты в итоге стали доминирующей политической силой».