Историк науки Геннадий Горелик на YouTube-канале «О стране и о мире» говорит об одном из самых актуальных сегодня предупреждений Андрея Сахарова:
«Сахаров знал, что в будущем есть вероятность падения человечества в пропасть. Это обстоятельство важно потому, что оно связано с главным открытием Сахарова — с триадой, которая зафиксирована в названии его первой основополагающей статьи "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". Основанием для формирования этой триады стал конкретный профессиональный случай. <...>
В 1967 году появился и стал разворачиваться новый вид оружия — оборонительный. А точнее, системы противоракетной обороны. Опасность этого вида оружия осознавали высшие научные эксперты, руководители советского ядерного проекта, включая руководителей двух ядерных центров — академиков Харитона и Забабахина. Они пытались донести свою точку зрения до руководства страны, но им это не удалось. Тогда летом 1967 года Сахаров написал секретное письмо. В нем он обратился к Политбюро и призывал принять американское предложение о моратории на противоракетную оборону. К нему также не прислушались и официально отказались от предложения США.
Сахаров понял, что советское правительство в первую очередь доверяет инженерам, которые разрабатывают ядерное оружие, а не физикам. Тогда он стал анализировать, как на высшем уровне принимаются решения, которые чреваты началом ядерной войны. Размышления привели к мысли, что интеллектуальная свобода — это не просто приятная возможность для свободомыслящих людей читать любые книги и о чем угодно думать. Это условие международной безопасности при наличии ядерного оружия. Наука и техника обеспечила человечество силой. Однако любая сила имеет разные способы применения. Она может использоваться как в мирных целях, так и в военных.
Во время холодной войны долгое время страх был главным стражем мира. Было ясно, что ядерная война даст первой стороне, которая применит подобное оружие, единственное преимущество — лишние полчаса жизни. В итоге гибель двух противодействующих сторон, возможно, и всего человечества, будет неизбежной из-за отравления Земли. 1967 год привел к тому, что страх, который действовал около 20 лет после изобретения термоядерного оружия, перестал действовать как страж мира. Потому что мир заполонило огромное недоверие друг к другу.
Противоборствующие стороны исходили из худших сценариев возможного поведения своего противника. Сахаров сделал вывод, что права человека и интеллектуальная свобода в частности, являются единственной надежной основой для международной безопасности. Это понимали эксперты и физики-теоретики в условиях развертывания ПРО с двух сторон железного занавеса. Они понимали, что всё зависит от того, кто стоит у руля правительств и принимает стратегические решения, от их неразумности, волюнтаризма или обсессии навязчивыми идеями.
Нынешняя ситуация отличается от той, которая была во времена Сахаров, тем, что тогда разногласия между странами были именно идеологического характера. Но, например, между капиталистической нацистской Германией и капиталистической Британией не было экономического и идеологического разногласия по поводу того, как организовывать систему экономики и жизнь общества. Разногласие было в том, есть ли высшая раса или нет, являются ли права человека, независимо от вероисповедания, происхождения и пола человека, его неотъемлемым правом. Текущие различия проходит как раз по линии прав человека и отрицанию того, что они являются единственной надежной основой международной безопасности».