Военный историк София Широгорова критикует работу Стивена Пинкера «Лучшее в нас», главный тезис которой — со временем люди становятся человечнее, уровень насилия снижается, а затянувшаяся эпоха без глобальных войн, на самом деле, не исключение из правила, а естественный ход вещей.
«Для того, чтобы подкрепить свой глобально-исторический нарратив, Пинкер использует статистику по насильственным смертям, и, особенно, убийствам на войне. Иногда еще ссылается на “кейсы” — мол, вот так выглядела жизнь в Англии в XIV веке, а вот так выглядит сейчас (лучше ведь? лучше!)», — объясняет любовь аудитории к Пинкеру Широгорова.
Но у историков есть вопросы.
«Вот, положим, статистика по военным смертям. Пинкер показывает, что в современных войнах процент погибших солдат ниже, чем в войнах прошлого. Гуманизм, уменьшение насилия? Кабы не так: до ХХ в. больше половины всех военных смертей — на совести отвратительной медицины. Солдаты умирали от каждой царапины, каждого чиха, плохой воды, эпидемий в лагерях — что совершенно неудивительно для обществ без антибиотиков, обезболивающих, толковых прививок и работающих лекарств. С нынешней медициной все эти люди попросту остаются живы», — отмечает Широгорова.
«Значительную роль в книге Пинкера играет образ доисторического человечества как невероятно кровожадного. Это логично: чтобы показать, как мы пришли к самой мирной и благополучной эпохе, нужна стартовая позиция, мир тотального насилия и войны всех со всеми. Внимание, вопрос: а откуда у Пинкера статистика по насильственным смертям в доисторические времена? Тогда не то, что статистики — письменности и то не было», — жалуется она.
В конце поста приведена библиография, чтобы «Посмотреть, как коллеги едят Пинкера с кашей».