Журналист Боян Панчевски пишет в The Wall Street Journal о противоречивом наследии экс-канцлера Германии Ангелы Меркель и о том, в какой мере она ответственна за то, что сейчас происходит на Украине:
«Ангела Меркель была главным архитектором соглашений, которые поставили экономики Германии и других соседних стран в зависимость от импорта энергоресурсов из России. Специальная военная операция, которую начал Путин, положила конец этому стратегическому партнёрству, вынудив Германию искать замену российскому газу и нефти в других местах, что повлекло за собой большие издержки для бизнеса, правительства и граждан. Берлину удалось заполнить хранилища газом, чтобы обеспечить выживание своей экономике прошлой зимой, но остается непонятным, как Германия собирается обеспечивать себя в долгосрочной перспективе.
<…> На одной из конференций в прошлом году Меркель вспомнила, что непосредственно после присоединения Крыма Путин сказал ей, что хочет уничтожить Европейский Союз. Тем не менее, она продолжила укреплять отношения с Россией, чтобы построить трубопровод «Норд Стрим 2», который должен был напрямую соединить Германию с запасами газа в Сибири. Кроме того, несмотря на протесты правительства США, Меркель одобрила продажу самого крупного газового хранилища в стране российской государственной корпорации «Газпром».
<…> Покинув пост канцлера, Меркель продолжила отстаивать целесообразность проекта трубопровода как чисто коммерческое решение. По ее словам, ей пришлось выбирать – импортировать ли дешевый российский газ или сжиженный природный газ, который был в три раза дороже.
<…> Большинство защитников Меркель утверждают, что она всего лишь выражала общепринятый консенсус. Констанца Штельценмюллер, сотрудница Брукингского института, сказала, что, сделав свою страну зависимой от США в плане безопасности, от Москвы – в энергии, а от Пекина – в торговле, экс-канцлер лишь отвечала запросам основных политических партий в Германии в то время».