Проект «После.Медиа» опубликовал материал с итогами исследования Светланы Ерпылевой и Саши Каппинен, которое посвящено объяснению поддержки россиянами СВО.
Исследователи пишут о «моральной дезориентации» респондентов, которая потребовала прилагать «когнитивные, риторические и даже физические усилия», чтобы оправдать СВО: «Они <…> объясняли свой первый шок собственной наивностью, непониманием того, что «мир несовершенен»; наконец, расписывались в собственном бессилии, бессмысленности попыток повлиять на ситуацию, находящуюся вне зоны их контроля. Разумеется, они обращались к пропагандистским клише <…> и присваивали их, но делали это не автоматически <…>. Эти усилия позволили им преодолеть моральный конфликт, разрешить нравственные дилеммы, выйти из состояния шока и вернуться к нормальной жизни. В результате то, что еще вчера казалось им невозможным, сегодня стало представляться в качестве неизбежного».
Авторы исследования пишут о том, что поддержка СВО для респондентов «не является следствием их сознательной политической позиции»: «Она пассивна и реактивна. Она не становится руководством к действию в повседневной жизни. Она не является производной от их интересов, потребностей или моральных принципов (наоборот, она во многом им противоречит). В основе такой поддержки — деполитизированность российского общества. <…>
Они отмечают, что вместе с противниками СВО пассивные сторонники больше всего желают её скорейшего прекращения. Решение о начале операции «воспринимается не как оптимальное решение, а как результат отсутствия выбора и возможности разрешить ситуацию лучшим способом. В соответствии с той же логикой многие россияне реагируют и на объявление мобилизации: это страшно и ужасно, но без нее никак не обойтись».
Один из важнейших выводов исследования: ключевым фактором поддержки СВО среди россиян становится их деполитизированность, ведь для поддержки СВО «достаточно промолчать, примириться с реальностью, продолжать жить своей жизнью; а для того, чтобы стать против нее — нужно преодолеть инерцию деполитизации, сформулировать позицию, высказаться».
Исследователи подчеркивают, что позиция в поддержку СВО для большинства граждан является не индивидуальным моральным выбором (как считают её активные противники), а «результатом действий общественных сил»: «Это в очередной раз демонстрирует нам, как велика власть общественного порядка и общества над индивидом».
Авторы текста допускают, что «в случае изменения общественно-политической ситуации» пассивная поддержка СВО может быстро трансформироваться в её осуждение.