Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) пишет:
«На днях почему-то вспомнился «холивар» двухгодичной (или более) давности по поводу блага или нет киберспорта.
Тогда сторонники оного говорили о том, что, во-первых, это мощное орудие мягкой силы, ибо русские команды очень уважают в мире киберспорта. И, во-вторых, что киберспортсмены — идеальные воины для будущих войн, которые перейдут преимущественно в «экранную» плоскость; что это готовые пилоты для дронов.
Возможно. Не вовлечён вовсе в этот мир, поэтому свидетельство о том, так это или нет, мне интересно. Но всё же обращусь к судьбам команд-героев тогдашних публикаций.
Пример первый. Некая Navi, лауреат в каком-то из подвидов киберспорта, локализованная на Украине, но состоящая из граждан России и Украины, сегодня донатит на ВСУ, а её российские участники отказались от российского флага при выступлениях. Пример второй. Российская по изначальной локализации команда Team Spirit, тоже со смешанным составом, которую с победой поздравлял даже Глава Государства Российского, сбежала в Белград.
Возможно, что киберспортсмены действительно могут стать отличными пилотами для дронов и прочему экранному вооружению.
Но предложу два вопроса:
1.В достаточной ли мере пребывание в мире виртуальном, рассмотрение мира сквозь призму пиксельной вселенной с отсутствующими государственными границами, идентификация собеседников и сродность им не по роду-племени, а по никнейму-аватару, позволяет сохранить приверженность к своему роду-племени? Нет, не имею в виду, что киберспортсмен карикатурно оторван от реальности и живёт только в несуществующем мире. Имею в виду, что космополитизм в мире виртуальном может повлечь за собой таковой же в мире реальном.
2.Не возникнет ли здесь тот риск, о котором однажды (а может быть и многажды) говорил А.С.Ходаковский, рассуждая о переводе командования боевыми действиями в «экранный режим»? «Все стало насколько обездушено, <…> что это в какой-то степени даже и пугает, потому что на этом рождается поколение командиров, которые не понимают того, что происходит там, внизу <…>. Офицеры не покидают командный пункт, они не ходят в атаку вместе с пехотой, есть сержантский состав, он должен выполнять эти функции. <…> С одной стороны, управленческое звено, такое, как офицеры, оно должно сохраняться <…>. Но тем не менее, как побочный эффект, это такая реакция, такое обезличивание».
Задача, наверное, решаема обучением, но, полагаю, важно не допустить геймификацию военного дела при массовом (если это вообще возможно) привлечении киберспортсменов».