Политолог Григорий Голосов пишет:
«Несколько слов об учебниках - серьезнее, чем писал об этом здесь ранее. Три очевидных и даже тривиальных пункта: (1) учебники для средней школы и уровня бакалавриата неизбежно выполняют не только обучающую, но и воспитательную функцию; (2) в той мере, в какой воспитательная функция относится к политике - а она всегда относится - она сводится к формированию гражданского патриотизма; (3) гражданский патриотизм и политическая лояльность - не одно и то же. Последний пункт, при всей его тривиальности, нуждается в пояснении. Эти два момента не только не тождественны, но и в чем-то противоположны. Воспитание гражданского патриотизма - долгоиграющий процесс. Его продуктом должен стать гражданин, который не откажется от патриотической позиции при смене власти. Если же патриотизм и лояльность практически отождествляются, то при смене власти от патриотизма ничего не остается. Мы это уже проходили в СССР. Покуда он был силен, советских патриотов было полно. Когда СССР стал разваливаться как следствие политического краха, советских патриотов оказалось ничтожно мало, и это имело для советского проекта самые плачевные последствия. Такая вот иллюстрация к той простой мысли - суммирую ее, - что отождествление патриотизма и лояльности в среднем и высшем образовании, принося лишь малые выгоды краткосрочно (потому что воспитание, в принципе, может быть только работой на длительную перспективу), как раз в длительной перспективе может оказаться абсолютно контрпродуктивным».