15 декабря 1961 года в Иерусалиме закончился суд над Эйхманом. «Коммерсант Weekend» вспоминает в связи с этим «Банальность зла» Ханны Арендт:
«Самой убедительной ложью, которую проглотил весь немецкий народ, был лозунг "Битва за судьбу немецкой нации".
В этом лозунге были три облегчавшие самообман составляющие: он предполагал, во-первых, что война — это вовсе не война, во-вторых, что развязали ее судьба, рок, а не сама Германия, и в-третьих, это вопрос жизни или смерти для немцев, которые должны полностью уничтожить своих врагов, а то враги полностью уничтожат их самих.
В своих дневниках Достоевский писал о том, что в Сибири, среди огромного множества убийц, насильников и грабителей, он никогда не встречал ни одного, позволившего признаться самому себе в том, что он совершил зло. <...> Немецкое общество, состоявшее из 80 млн человек, было защищено от реальности и фактов тем же самообманом, ложью и глупостью.
Ни одна из многочисленных "языковых норм" не имела более решающего влияния на менталитет убийц, нежели замена слова "убить" на фразу "гарантировать милосердную смерть".
В мозгах этих людей, превратившихся в убийц, застревала лишь мысль о том, что они участвуют в чем-то историческом, грандиозном, не имеющем равных ("великая задача, решать которую приходится лишь раз в две тысячи лет") и потому трудновыполнимом».