Блогер Павел Пряников вновь цитирует дневник заместителя руководителя Международного отдела ЦК КПСС Анатолия Черняева за 1980 год. Главная тема — ввод советских войск в Афганистан:
«5 февраля 1980 г.
Афганистан, как язва, разъедает общественное сознание и международную жизнь. Ползут слухи, что в Ташкенте госпитали забиты нашими ранеными ребятами, что каждый день прибывают самолеты с упакованными гробами, что в разных наших ведомствах, посылающих туда специалистов, то и дело портреты в траурных рамках. Т. е. народ реально почувствовал на себе следы политики. За что? Для чего? Кому? Б. Н. (руководитель Международного отдела ЦК КПСС Борис Николаевич Пономарёв. — Т.) как-то проговорился Карэну: мы, мол, не можем допустить второго Садата у себя под боком. Ну и что? Из-за этого пусть гибнут наши ребята, пусть позор на нашу голову во всём мире, пусть ненависть антисоветизма губит остатки социалистического идеала, пусть рушится даже видимость уважения к народным интересам?!
Б. Н., который суетился больше всех, чтоб оправдать в глазах международной общественности афганскую акцию, понимает, что сделана глупость. Может быть, в душе считает это преступлением. В пятницу перед отъездом к избирателям в Саратов, говорит: "Это, мол, всё ладно (о текущих и важных делах). Главное — как распутывать афганский узел. Может быть, так?" Берет со стола листок, написано самим. Читает: "Соединенные Штаты обязуются не вмешиваться в дела Афганистана. Советский Союз выводит войска". Спрашивает: "Согласятся?" Отвечаю: "С радостью. Но вот согласятся ли у нас?".
Он: "В том-то и дело!"
Поразительно — все более или менее разумные и порядочные люди видят, что сделана невероятная глупость. Со всех точек зрения. Но кто сделал?
Monde пишет: в Москве, мол, начинают искать виновника — кто придумал? Кто инициатор?
Не знаю, что значит "искать". Вслух этого еще никто нигде не сказал. А в аппарате и в Москве (не в смысле — в ПБ, в Кремле, а в народе) действительно гадают на этот счет. И я гадаю. Конечно, повторяю себе: сыграли на маразматическом возмущении Брежнева Амином — посмел ослушаться, да еще убил "нашего лучшего друга". Но кто сыграл? Вроде — не Громыко, не похоже, чтоб и Устинов. Явно — не Суслов. Остается одно — КГБ. Значит, опять, как однажды уже было: там формируется политика».
И так далее.