РБК со ссылкой на данные Росстата пишет:
«По данным Росстата, в 2022 году большинство россиянок (71,6%) желали иметь одного или двух детей. В 2017 году таких было 65,3%. Но если доля высказавшихся за двоих по сравнению с 2017 годом почти не изменилась (чуть более 48%), то доля желающих иметь единственного ребенка увеличилась на 6 п.п. — с 17% в 2017 году до 23% в 2022 году. Параллельно сократилось число женщин, которые хотели бы стать многодетными матерями: россиянок, желающих иметь троих детей, стало меньше почти на 3 п.п. (18,9%), четверых — на 0,5 п.п. (2,9%), а пятерых и более — на 0,3 п.п. (1,9%). Кроме того, подросла доля женщин, которые в принципе не хотят иметь детей: на 0,4 п.п., до 2,4%. [...]
Кроме того, желаемое количество детей связано с уровнем жизни и жилищных условий: женщины, которые оценивают эти параметры высоко, высказываются о желании иметь большее количество детей, чем те, у кого оценки ниже. Исследование Росстата показало, что в сравнении с 2017 годом желаемое количество детей сократилось у всех категорий россиянок, кроме 10% наиболее обеспеченных, однако и у них рост был незначительным — в пределах 0,1 п.п.
Средний возраст женщины при рождении первенца в 2018–2022 годах составил 26,75 года, второго ребенка (те же годы рождения) — 30 с половиной лет, а третьего — 33,1 года, следует из данных Росстата. [...]
2017 год был временем, когда рождаемость за постсоветское время в России была почти на пике, а к 2022 году коэффициент суммарной рождаемости упал, и заметный вклад в это внесло ухудшение социально-экономического самочувствия российских семей, пояснил РБК данные исследования Росстата научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Игорь Ефремов. «Когда респондентки отвечают на вопрос о желаемом в будущем количестве детей, то это количество бывает ниже в периоды с тяжелой социально-экономической ситуацией и выше в годы с растущими доходами. Причем такие изменения в ответах в обе стороны могут происходить у одних и тех же женщин спустя пять лет», — сказал Ефремов.
Экономические кризисы и военные действия всегда сужают горизонт планирования и репродуктивные планы людей, подтверждает заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ Ирина Калабихина. По ее мнению, в сложный период, как сегодня, социологические обследования вообще лучше не проводить, так как ответы респондентов могут быть смещены (например, снижено желание иметь детей). Это не значит, что намерения полностью реализуются в будущем, оптимистична она».
А что случилось — даже спрашивать не будем.