Публицист Никита Рябченко в издании «Россия в глобальной политике» пишет:
«Историческая практика показывает, что конвенциональные, гибридные и другие войны между народами начинают и ведут не народы сами по себе, а конкретные представители правящих элит, действующие в кланово-корпоративных интересах с высшего уровня государственной власти и управления. Такие государственные деятели могут быть ставленниками иностранных кланово-корпоративных элит, исполняя их волю в прокси-формате. Кроме того, даже легитимными и благонамеренными государственными деятелями, не обладающими стратегическим мышлением, можно управлять в обход их сознания, что передаёт известная формула – «войны никто не хотел, но война была неизбежна».
Главный источник международной конфликтности в прошлом и настоящем – притязания тех или иных элитарных кругов на эксплуатацию чужеземцев, которых эти круги не признают себе равными. В более сложном варианте этот источник сочетается с дефицитом стратегической культуры у местных правящих элит, поведением которых могут эффективно манипулировать разнообразные международные «поджигатели войны».
Следовательно, первым шагом к профилактике войны между народами может стать создание надёжных заградительных барьеров, защищающих народы от попадания во власть недальновидных представителей кланово-корпоративных элит. Такие заградительные барьеры на современном этапе общественного развития выстраиваются на двух уровнях: по форме – на уровне политической системы; по содержанию – на уровне политической культуры всего общества. Если первый уровень обеспечивает процедурные фильтры, включая предохраняющее от волюнтаризма рассредоточение властных полномочий, то на втором уровне общество нарабатывает политический иммунитет – умение распознавать вредоносность государственного деятеля и его политического курса и коллективно отстранять его от управления, отказывая в легитимности».