Участник нашего проекта «После», социолог и религиовед Николай Митрохин (включен Минюстом в реестр иноагентов) в издании «Re:Russia» объясняет, какие последствия для Русской православной церкви имел компромисс с российской властью после 24 февраля 2022 года:
«Позиция Русской православной церкви отождествляется в общественном мнении с позицией патриарха Кирилла, который <…> лично разделяет имперски-антизападнический нарратив, продвигаемый сегодня в качестве официальной идеологии и обоснования <…> (СВО – Полит.Ру). В то же время реальные стратегии самого патриарха являются попыткой найти компромисс между необходимостью и личной склонностью поддержать <…> (СВО – Полит.Ру ) и стремлением минимизировать ущерб, который оно наносит позициям РПЦ в православном мире.
Отношение к <…> (СВО – Полит.Ру) большинства иерархов РПЦ в еще большей степени определяется этим компромиссом между политической лояльностью и приверженностью институциональным интересам РПЦ. Однако такое лавирование не смогло предотвратить ни вызванного <…> (СВО – Полит.Ру) разрушения ряда церковных институтов, ни отпадения ряда автономных церквей от Московской патриархии. Даже полученные ею в ответ на лояльность <…> значительные денежные средства и «Троица» Андрея Рублева не способны компенсировать этого урона. Принуждение РПЦ Московской патриархии к соучастию в «имперском» проекте Путина парадоксальным образом создает для нее перспективу утраты «вселенского» характера и влияния и «сужения» до границ путинской политической империи.
При этом и в епископате, и среди актива церкви, и среди прихожан можно обнаружить примерно тот же спектр отношения к <…> (СВО – Полит.Ру), который существует в обществе в целом: от активного военного энтузиазма до активного неприятия. Однако для большей части этого социального мира личное отношение к <…> (СВО – Полит.Ру) осложнено беспокойством по поводу провоцируемых ею расколов и угроз единству православия, что определяет скорее неодобрительное, хотя и вынужденно лояльное <…> отношение к ней. Впрочем, эти угрозы могут ассоциироваться как с <…> (СВО – Полит.Ру) и действиями путинской администрации, так и с ответным политическим давлением на православную церковь со стороны национальных правительств в Восточной Европе.
<…> (СВО – Полит.Ру) и принуждение Московской патриархии к активной поддержке и пропаганде нанесли РПЦ больший удар, чем распад СССР, который она сумела не только пережить, но после которого смогла даже укрепить свое положение в православном мире, став на какое-то время институтом российской «мягкой силы». Этот результат выглядит тем более парадоксальным, что реальное влияние церкви за пределами собственно церковного сообщества выглядит явно преувеличенным в представлениях как медиа, так и политического класса».
*включен Минюстом в реестр иноагентов