Старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО МИД РФ, директор Лаборатории анализа международных процессов Института международных исследований МГИМО МИД РФ Николай Силаев пишет:
«Идентичность не является чем-то постоянным. Это текучая, изменчивая, и постоянно оспариваемая категория. Никогда не будет момента, когда мы скажем, что построили российскую идентичность, и точка. В ее сохранение и развитие необходимо постоянно инвестировать.
Бытует мнение, что если идентичность сконструирована, то она не подлинна. Однако, вопрос происхождения интересует только гуманитарные науки. Инженеры, например, не задаются вопросом, подлинна конструкция или нет – им интересно, работает она или нет. То же самое относится к идентичности. <…>.
Что изменилось со времен СССР? Мы отошли от этнической федерации в пользу федерации территориальной. В постсоветской России права национальных меньшинств стали понимать не как права групп, а как права индивида в качестве члена группы. Права народов сыграли негативную роль в том, как проходил распад СССР. <…>
Мы считаем, что этнический национализм делит людей на “наших” и “не наших”, а гражданский включает всех. Но это не так. Представители украинской гражданской нации исключают “чужих” с энергией, которая превосходит этнический национализм. Чтобы закрепить раскол на “наших” и “не наших” власти начали политику форсированной украинизации. В итоге это привело к гражданской войне.
На Западе много инициатив по деколонизации России (то есть, по созданию этнических расколов). Но когда речь идет о практике, они не смотрят на различия. Санкции направлены против России как целого сообщества, “бьют по паспорту”.
Появление граждан, которые говорят на украинском языке, усложняет структуру российского общества, увеличивает разнообразие. И ставит вопрос об изучении литературы на украинском языке (какой именно, о чем говорить).
В Украине сопротивление прозападному курсу и украинизации происходило не только с позиции “русскости”, но и с позиций левых, социалистических. Возможно, мы получим новую левую фракцию, украинскую по происхождению, с которой тоже нужно будет иметь дело».