Доктор философских наук Дмитрий Михайличенко пишет:
«(В последнее время некоторые иноагенты – Полит.Ру) пытаются через судебные иски Минюсту оспорить свой статус иноагента: это можно рассматривать как попытку договориться с властями, но вряд ли она будет успешной.
Судебный иск в адрес Минюста позволяет этим медийным и ресурсным знаменитостям понять формальные причины включения собственных имен в реестр иноагентов. Теоретически открываются возможности оспорить этот статус в судебном порядке, а также пойти на мировую с Властью (в лице Минюста), признаться в грехах, покаяться и получить государево прощение.
Показательно, что оспорить свой статус пытаются только люди, которым есть что терять в России и которые хотели бы сохранить за собой возможности зарабатывать внутри страны. Никаких политологов и оппозиционных политиков в этом списке нет: им ловить нечего.
Другой фактор, который провоцирует неединичный характер исков: возможная коррекция законодательства. Планы властей повысить ответственность третьих лиц, которые, так или иначе, способствует распространению материалов иноагентов или помогают им – для деятелей шоу-бизнеса может быть серьезной проблемой. То есть, любой, кто организовывал или пытался организовать концерт <…> может быть привлечен к административной ответственности. <…>
Сейчас создаются условия, когда статус иноагента сродни статусу прокаженного в средневековом социуме и любые контакты с ним государством не поощряются. В случае появление в законодательстве об иноагентах понятия «третьи лица» распространение в публичной сфере песен тех же музыкантов-иноагентов может попадать под запрет. Аналогичное касается и музыкальных стриминговых сервисов (типа «Яндекс-музыка»), которые должны будут удалять иноагентский контент.
Логично в этих условиях, что иноагенты-знаменитости пытаются прощупать почву и понять, возможно ли снятие с них тяжелого бремени в виде статуса иноагента, или же нет. Учитывая резонансный характер кейсов вряд ли власти пойдут на существенные уступки по этому вопросу. Хотя, конечно, государство заинтересовано, чтобы известные люди-иноагенты публично каялись и вымаливали свое прощение у государства. В этом плане, скорее всего, кому-то путь «помилования» будет предоставлено, но вряд всем из вышеперечисленного списка и быстро.
Иноагенты уже стали частью общественно-политического ландшафта страны и сейчас стоит задача развивать этот инструмент, а не нивелировать и смягчать корректирующие эффекты от его использования. Очевидно, что государство тут доминирует и устанавливает свои правила игры. Атомизированная, а не консолидированная горстка деятелей шоу-бизнеса, как и политическая оппозиция за рубежом страны, пока не представляет для власти серьезной проблемы».