Издание «Рефорум» опубликовало policy paper, составленную исследователями и журналистами Ириной Бороган, Андреем Солдатовым и Василием Гатовым, о том, что следует учитывать будущим реформаторам российских силовых структур:
«Фундаментальный институциональный дизайн органов безопасности должен <…> опираться на три компонента: чёткое <…> определение самой безопасности, конституционно определённые и разъяснённые в законе инструменты гражданского контроля за деятельностью органов безопасности и принцип обязательной сменяемости руководителей. <…>
По целому ряду соображений <…> мы полагаем обязательным исключение следствия из полномочий будущих органов безопасности. Следствие по делам о государственной измене, шпионаже, терроризме и т.д. должно вестись точно так же, как и по другим важным делам. <…> Из устройства органов безопасности должны быть также исключены – не на словах, а на деле – любые места заключения. В соответствии с обязательствами в рамках ПАСЕ Россия на словах передала следственные изоляторы ФСБ в ФСИН (в частности, Лефортово), однако продолжает полностью контролировать тюрьму через её руководство. <…>
Как бы прекрасно мы ни продумали фундаментальные основы спецслужбы, любая реформа столкнётся с двумя ключевыми проблемами: как обеспечить законность в деятельности организации (с признаками социальной корпорации), которая всю свою историю ставила цель выше средств, и проблемой кадров – непосредственно людей, занимающихся проблемами безопасности.
<…> КГБ СССР стал настоящим государством в государстве, с полностью автономной моделью обеспечения. По той же модели восстанавливалась и ФСБ России: в распоряжении службы есть всё, начиная от собственной авиации и заканчивая поликлиниками и санаториями; у ФСБ собственные научно-исследовательские институты <…>, собственные учебные заведения. <…>
<…> Если будущие лидеры России захотят серьёзно подойти к реформированию органов безопасности, то реформирование <…> образовательных учреждений ФСБ и разведки – один из ключевых инструментов построения более честного, транспарентного и профессионального разведывательного сообщества. Мощнейшие разведки мира вполне обходятся расширенными курсами дополнительной подготовки своих будущих сотрудников, которых они находят среди солдат, офицеров и просто гражданских специалистов. Особые компетенции, связанные, например, с криптографией <…>, могут развиваться в рамках специальных факультетов обычных государственных вузов с соответствующим <…> «контрразведывательным обеспечением».
Однако содержать десятки организаций, где ветераны КГБ преподают студентам «заветы Дзержинского» и «стратегический гений Андропова», как нам представляется, просто не имеет смысла, если вообще не вредно.
Вместе с гражданским контролем, бюджетной отчётностью и внутренним аудитом гражданские юристы могут попробовать вычистить «чекистский дух» из коридоров ведомства, добиться уважения прав человека, законов и обязательств государства».